МОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Власть и бизнес согласны, что "углеродное" регулирование, направленное на снижение выбросов парниковых газов, медленно, но верно берет Россию в кольцо, но расходятся в том, кто должен сделать первый шаг навстречу этой глобальной угрозе конкурентоспособности.
При этом все участники тематической секции ежегодного бизнес-форума "Деловой России", которая прошла во вторник, согласны с тем, что что-то делать надо — потому что на карте мирового углеродного рынка, которую рисуют Всемирный банк и другие эксперты, с каждым годом все меньше белых пятен.
"Мир постепенно склоняется, сползает в систему углеродного регулирования… Трудно себе представить ситуацию, при которой Россия в 2020 году будет единственной страной, которая… все-таки не вводит специальную систему углеродного регулирования", — сказал на заседании секции заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности МЭР РФ Олег Плужников.
"Если же вдруг так окажется, то я могу себе представить достаточно легко, что в будущем международном соглашении (по климату) будут зафиксированы нормы, которые приведут фактически к дискриминации российских товаров и услуг на международных рынках. И этого бы на самом деле не хотелось", — добавил Плужников.
Инициатива снизу
Однако из его выступления невольно напрашивается вывод о том, что директивным рынкам, зависящим от решений правительства, Бедрицкий явно предпочитает добровольные, где бизнес действует самостоятельно. Советника президента можно понять: на фоне полуживого "обязательного" рынка, который Всемирный банк в этом году даже отказался толком оценивать, добровольные демонстрируют относительно неплохую динамику. В 2012 году объем "добровольного" спроса на углеродные квоты вырос на 4% и достиг 523 миллионов долларов.
"Примеров участия российских компаний в добровольной деятельности на углеродных рынках практически нет… Возникает вопрос — а мы можем и должны использовать это направление или мы только будем говорить о международном соглашении или о тех мерах, которые надо принимать?", — сказал Бедрицкий.
Он привел примеры США и Китая, где "добровольные" по своей сути инициативы по торговле выбросами парниковых газов опережают в своем развитии "директивные" национальные рынки, которые в КНР только запускаются, а в США пока даже не существуют.
"Кто этим должен заняться, кто на себя такое лидерство может взять в контексте повышения корпоративной экологической ответственности? Что-то не заметно инициатив компаний, которые могли бы использовать реальные примеры и повышать свою конкурентоспособность как раз через механизмы, которые связаны с добровольным участием", — сказал Бедрицкий.
Он выразил удивление тем, что если во всех остальных сферах экономики от государства ждут снижения роли в экономике, но "почему-то в углеродных рынках только на роль государства (расчет), все критические стрелы, все усилия — только государство".
Готовы с оговорками
В свою очередь, представитель "Деловой России" Юрий Федоров отметил, что добровольные инициативы бизнеса — это, конечно, "очень правильный тезис и посыл", но пока сами компании, "к сожалению, очень сильно смотрят на то, что решают на уровне правительства".
Олег Плужников в своем выступлении заявил, что, по мнению министерства, включать "климатический" фактор регулирования в России, безусловно, необходимо — и МЭР над этим думает. При этом хорошо бы использовать наработанный за первый период обязательств по Киотскому протоколу потенциал в виде созданной в стране "киотской" проектной инфраструктуры.
Но реформировать надо и систему экологического регулирования в целом, которая отличается от зарубежных далеко не в лучшую сторону. Представитель МЭР напомнил, что на сегодняшний день в России нормируются выбросы более 400 загрязняющих веществ — столько не нормируется ни в одной стране мира.
"Для нас крайне важным, необходимым является не просто создание углеродного рынка как такового — проблема в том, что введение дополнительных мер углеродного регулирования при существующей системе экологического нормирования ничего, кроме отторжения у предприятий и у нашего министерства не вызовет", — сказал Плужников.
Глава дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка Всеволод Гаврилов вспомнил, что нормативное регулирование по своей природе призвано "охлаждать" интерес к инвестициям в одни сектора и "разогревать" его в других.
"Я не встречал среди деловой среды каких-либо сигналов, что давайте мы сознательно "охладим" инвестиции в какой-то (энергетический) сектор ради того, чтобы эти деньги перешли в другой сектор… Поэтому говорить о том, что надо что-то задавить, а что-то поднять с помощью регулирующего воздействия — наверное, это еще требует дополнительного обсуждения", — сказал Гаврилов.
Вместе с тем, по его словам, изученный Сбербанком международный опыт показывает, что "угнаться за двумя зайцами", регулированием выбросов парниковых газов и промышленным развитием, все-таки можно — если найти верную комбинацию мер нормативного характера и государственной поддержки.
Федоров подчеркнул, что без хороших стимулов завлечь бизнес в очередную экономическую игру будет тяжело. Кроме того, хорошим аргументом "за" могут выступить неприятные альтернативы такому "цивилизованному" подходу, одна из которых — как раз директивное введение административного регулирования и его отладка, по сути, за счет объектов регулирования, то есть самих предприятий.
Бизнес-консенсус
Конечно, вводить углеродное регулирование в России "огнем и мечом" не хочет никто, поэтому в экспертном сообществе продолжаются поиски решения, которое представитель Сбербанка назвал "бизнес-консенсусом" — пробного шара, запустить который согласны будут все.
"Крайне важно найти это взаимопонимание между обществом и бизнесом, взаимопонимание между правительством и бизнесом с точки зрения нахождения тех целей, к которым мы стремимся, вводя углеродное регулирование. И говорить о каком-то общественном и бизнес-консенсусе сейчас, наверное, на мой взгляд, немножко преждевременно", — подчеркнул Олег Плужников.
По его словам, эти "точки соприкосновения" ведомство активно пытается найти на разных экспертных площадках, в том числе и в рамках РСПП, "Деловой России" и Торгово-промышленной палаты.
Сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян на вопрос о том, когда же все точки соприкосновения будут найдены, ответил, что "мы сейчас попробуем форсированно подготовить добровольную систему".
"Нам нужно собрать все возможные стимулы по опыту разных стран, посмотреть, что соответствует нашему законодательству, что нет, в какой степени мы можем привлечь институты развития, крупные банки типа Сбербанка", — сказал Данилов-Данильян.
"А вот после этого — по крайней мере, такой консенсус сейчас потихонечку складывается — мы уже посмотрим, что тут можно вменить уже на таком жестком регуляторном уровне", — заключил он.