Глава Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, академик Российской Академии наук (РАН) Валерий Черешнев в беседе с корреспондентом РИА Новости в Париже Викторией Ивановой рассказал, почему РАН может считаться главной научной организацией страны и каких улучшений ждать в текущем году научным сотрудникам.
— Валерий Александрович, расскажите, пожалуйста, какие основные пробелы в законодательстве о науке и инновациях есть сейчас в России? Как их устранить?
— Начну разговор с проблемы правового обеспечения научной и научно-технической деятельности, а затем поговорим об инновационной. "Базовым" является Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", принятый в 1996 году. С тех пор многое изменилось и в самой науке, и в стране. После принятия закона был принят целый ряд федеральных законов, регулирующих научно-техническую деятельность. Некоторые эксперты даже называют такие цифры: научная и научно-техническая деятельность у нас регулируется 150 федеральными законами и около 1500 подзаконными актами. Думаю, что сюда включены и вносимые изменения отдельных норм федеральных законов.
В процессе правоприменительной практики вносились многочисленные изменения в Закон о науке, и сегодня ставится вопрос о написании нового закона с учетом правоприменительной практики, социально-экономических условий, международных отношений, задач, которые возлагаются на науку.
В этом году был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", и нам приходится приводить в соответствие эти два закона, регулирующих два взаимосвязанных, но разделенных правовым полем вида деятельности: генерации и распространения знаний. Мы уже подготовили соответствующие поправки в Закон о науке. Исторически сложилось так, что наука и образование в России регулируются отдельными федеральными законами.
Еще одной особенностью отечественного законодательства является то, что вопросы инновационной деятельности регулируются тем же Законом о науке. Если говорить о проблемах правового обеспечения инновационной деятельности, то здесь не решенными оказались вопросы достаточно серьезные. Речь идет о регулировании правоотношений частно-государственного партнерства, правоотношений между государством, наукой, образованием и бизнесом. Сказать, что это полностью открытое правовое поле, нельзя. На уровне наших регионов такие законы приняты и на территории ряда субъектов Российской Федерации успешно действуют. Что же касается федеральных субъектов права законодательной инициативы, то эти вопросы они решают по отдельным фрагментам. В частности, сегодня серьезное внимание уделяется снижению налогообложения субъектам инновационной деятельности.
— Вот вы назвали уже несколько законопроектов, рассмотрением которых вы сейчас занимаетесь. А какие еще законодательные акты планируется подготовить и принять в этом году?
— Их много. Сейчас у нас разрабатывается порядка 33 законопроектов, вернее поправок в различные федеральные законы, по которым должны действовать научные организации. Это и Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Таможенный, Земельный кодексы Российской Федерации, закон "О статусе наукограда" и т.д.
Под пристальным вниманием находится федеральный закон, наделяющий бюджетные и научные организации правом создавать малые предприятия в целях коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Предприятие, допустим, будет создано, но затем создавший его коллектив захочет отделиться от соответствующей научной или образовательной бюджетной организации. Директора научных учреждений, ректоры вузов понимают это и просят нас ввести правовые нормы в соответствующие законы, согласно которым при отделении или банкротстве таких малых предприятий никакая земля и никакая инфраструктура из образовательного, научного учреждения не уйдет. Нам приходится решать и этот вопрос.
— Валерий Александрович, как вы оцениваете работу своего Комитета? Какую роль он сейчас играет?
— Комитет работает всего второй созыв. Основным показателем оценки деятельности любого комитета Законодательного собрания является полнота правового обеспечения деятельности соответствующей сферы. Для нас это научная, научно-техническая, инновационная деятельность, охрана объектов интеллектуальной собственности. Число подготовленных и принятых федеральных законов с момента создания нашего комитета увеличилось на добрый порядок. Причиной такого роста явился регулярный мониторинг действующего законодательства, своевременное реагирование на проблемы деятельности научной организации, регулярное проведение обсуждений с научными коллективами их проблем. Очень важным, на мой взгляд, является повышенный интерес руководства Государственной Думы к науке. По инициативе председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина на базе нашего комитета создана рабочая группа, в задачу которой входит осуществление мониторинга федерального и регионального законодательства по вопросам научной и инновационной деятельности, подготовка предложений по совершенствованию законодательства. В состав этой группы вошли председатели целого ряда комитетов Госдумы, представители законодательных собраний регионов.
К числу важных направлений работы комитета отношу подготовку предложений по совершенствованию системы управления научной, инновационной деятельности. Серьезное внимание мы уделяем совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность государственных научных центров Российской Федерации — важнейший сектор прикладной науки. По инициативе нашего комитета был восполнен правовой пробел в части регулирования деятельности фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Комитет обеспечил прохождение и принятие федеральных законов о национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", о центре "Сколково" и ряда иных не менее значимых законов.
— Жорес Алферов в свое время заявил, что считает, что надо отдельным законом закрепить за РАН статус главной научной организации страны. Согласны ли вы с таким предложением?
— Предложение Жореса Ивановича я не только разделяю, но считаю его одним из основополагающих в осуществляемом сегодня процессе совершенствования структуры отечественной науки. РАН – это не только организация, которая выполняет исследования в целях познания природы, мира и человека, генерации новых фундаментальных знаний. Вот уже три столетия РАН фактически является систематизирующей основой отечественной науки. Грани между фундаментальной и прикладной наукой условны. Сегодня деятельность РАН восполняет пробелы отечественной прикладной науки, многие фундаментально ориентированные исследования академии представляют ценность не только в России, но и в экономически развитых странах.
Как реализовать идею Жореса Ивановича? Ответ лежит на поверхности и частично он реализован. Я имею в виду проект федерального закона о Российской академии наук, подготовленный учеными РАН. Законопроект был не востребован, что было связано с не зависящими от разработчиков обстоятельствами. Сегодня иное время, иные государственные задачи, главной из которых является построение отечественной экономики по инновационной модели. Без этого невозможно движение России к более высокому технологическому укладу, осваивать и внедрять нано-, био-, когнитивные технологии. Сама жизнь требует создать в стране "главную, ведущую" научную организацию. Россия в этом отношении является счастливой страной: три века тому назад Петр I создал Российскую академию наук, а в сложные для страны годы ученые сохранили этот бесценный дар гениального Петра I. Наша задача — воспользоваться этим даром в полной мере на благо нашего народа, нашего отечества.
— Про академию мы поговорили, а как быть со "Сколково"? Каковы его перспективы?
— Мы считаем, что "Сколково" — это не территория, это идеология, и идеология правильная. Кроме уже осуществляемых практических действий, появление "Сколково" является важным сигналом научной общественности о признании важнейшей роли отечественной науки, о курсе руководства страны на поддержку научных исследований, их внедрение в целях интеллектуализации общества, технологического развития. Что касается перспектив, то они определяются результатами научных исследований, активностью научной общественности. Могу уверенно сказать, что процесс "тиражирования" идеи "Сколково" не за горами и первым претендентом являются академгородки Российской академии наук.