Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан, за маневрами которого в небе над Ле Бурже зрители смотрели затаив дыхание, рассказал корреспонденту РИА Новости Виктории Ивановой об испытаниях самолетов, о преимуществах истребителя Су-35 перед иностранными аналогами, о путешествиях и о боязни высоты.
- Сергей, вы буквально только что завершили на сегодня полеты на истребителе Су-35. Зрители смотрели на вас не отрываясь, а посадку самолета встретили аплодисментами. Расскажите, пожалуйста, о том, как вам работается с вашей "ласточкой".
— Так получилось, что я являюсь ведущим темы Су-35. Этот самолет был "моим" с самого зарождения — когда только начали рисовать чертежи и разрабатывать будущий истребитель. Мне доверили возглавлять летную группу — я являюсь ведущим летчиком по этой теме и должен был отслеживать его, вести до первого подъема. Но и в воздух поднялись мы тоже вместе — 19 февраля 2008 года. Мне же посчастливилось проводить основные испытания, связанные с устойчивостью, маневренностью, управляемостью самолета. Конечно, уже все летчики фирмы "Сухой" летают на этих самолетах, но основные реперные точки контролировал я. Получилось, что четыре первых машины Су-35 в воздух поднимал тоже я — на аэродромах Жуковского и Комсомольска-на-Амуре. Потом уже и другие летчики стали поднимать.
- А чем наш истребитель лучше, скажем, французского Rafale?
— Я бы не очень хотел отвечать на такие вопросы — это же очень философский вопрос, он скорее к тактикам… Но, если не переходить на личности, — французский Rafale, американские самолеты F — то кое-что я все же вам расскажу.
Наш самолет относится к классу тяжелых истребителей, соответственно, он может взять большое количество топлива — 11,5 тонн, это на две тонны больше, чем может взять Су-27. При приблизительно тех же расходах двигателей дальность полета и время воздушного боя будут больше. Еще у Су-35 14 точек подвески, можем взять на борт восемь тонн оружия. Есть и другие моменты, но мне не хочется никого обижать, ведь любая фраза может обидеть. Важно ведь то, как все это применяется с точки зрения тактики…
- За всю жизнь вы смогли поработать с 55 разными типами и модификациями самолетов. Известно, что самолет пятого поколения — Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) — испытываете тоже вы. Что вы можете сказать про его испытания?
— Всего на сегодняшний день семь человек испытывают Т-50. Я могу сказать, что испытания самолета продолжаются все то время, что он летает. Существуют разные фазы испытаний. Даже те самолеты, которые давно находятся в строю, сейчас еще испытываются. Но существует определенная этапность, после которой самолет начинают эксплуатировать военные. Сначала в ограниченной комплектации, не на полную мощность… Наше руководство в этой связи называет примерно 2015-2016 годы.
Любой самолет имеет определенный этап своего развития. Весь объем технического задания самолет будет выполнять по прошествии определенного времени. Когда самолет в воздух поднимается в первые разы, он может мало что, как маленький ребенок. Его ведешь словно за ручку: то нельзя, это нельзя, превысить нельзя… И самолет пятого поколения на сегодняшний день может меньше, чем машины предыдущих поколений. Зато каждый день его способности расширяются, ограничений становится все меньше от полета к полету. Диапазон его возможностей становится больше, и его крылья буквально расправляются.
- А на каком из двух самолетов вам работать интереснее, приятнее?
- Сергей, если говорить про "петли", да и вообще про полеты — летать страшно? Есть ли летчики, которые боятся высоты?
— Конечно, есть. Например, я. Я боюсь высоты. Это же все относительно. Если человек чего-то боится, надо просто уметь себя преодолевать. А боязнь высоты — это же инстинкт самосохранения! Он должен быть у всех. Ведь если вообще ничего не бояться, тут будет такое, что все скажут — кому вообще это (шоу) надо?! Нужна осторожность.
- Авиасалон в Ле Бурже, МАКС в Жуковском, командировки, испытания… Вам много приходится летать и путешествовать. А куда еще не успели долететь, но хотели бы?
— Есть очень много таких мест. Вот, никогда не был в Северной Америке, в Австралии. В Азии был, но очень ограниченно. В основном в Африке был. В Югославии был пролетом, но в детстве когда-то. Так что есть где еще побывать.
- А куда хочется возвращаться?
- Так что все-таки снится пилоту — небо или трава у дома?
— Не знаю, сложно сказать. Небо точно не снится…
- И, раз уж мы вспомнили песни про летчиков… «Первым делом самолеты, ну а девушки?— А девушки потом!», — вы согласны с таким правилом?
— Нет, ну что вы. Девушки вперед.