Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) устанавливает, что ядерными державами признаются государства, осуществившие ядерный взрыв до 1 января 1967 года. Таким образом, де-юре в "ядерный клуб" входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай.
Индия и Пакистан де-факто являются ядерными государствами, а де-юре они ими не являются.
Первое испытание ядерного зарядного устройства было проведено Индией 18 мая 1974 года. 11 и 13 мая 1998 года, согласно заявлению индийской стороны, были испытаны пять ядерных зарядов, один из которых — термоядерный. Индия является последовательным критиком ДНЯО и до сих пор остается вне его рамок.
Пакистан произвел первые испытания ядерных устройств 28 и 30 мая 1998 года. За два дня было произведено два подземных ядерных взрыва, в которых было взорвано шесть ядерных взрывных устройств на основе высокообогащенного урана. Пакистан на протяжении многих лет уклоняется от подписания ДНЯО в качестве неядерного государства.
КНДР присоединилась к ДНЯО в декабре 1985 года, но в январе 2003 года объявила себя свободной от обязательств по договору. Тем не менее, Северная Корея формально все еще является страной-членом ДНЯО, так как механизм выхода из этого соглашения не предусмотрен.
В феврале 2005 года КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия. 9 октября 2006 года КНДР провела первое подземное испытание ядерного устройства, 25 мая 2009 года было проведено второе ядерное испытание, 12 февраля 2013 года — третье.
9 апреля 2006 года Иран присоединился к клубу ядерных держав. Об этом объявил президент страны Махмуд Ахмадинежад, заявив, что в Иране полностью завершена разработка технологии производства ядерного топлива в лабораторных условиях.
США и ряд стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы развития ядерной энергетики. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Ядерная программа ЮАР прошла полный цикл, необходимый для создания ядерного взрывного устройства. В августе 1988 года ЮАР официально признала наличие военной ядерной программы.
В 1988 году в районе полигона, построенного в пустыне Калахари, наблюдалась активность, связанная, возможно, с подготовкой к испытаниям ядерного взрывного устройства, которое могло быть изготовлено или в ЮАР, или в какой-то другой стране.
В 1991 году ЮАР присоединилась к ДНЯО в качестве неядерного государства. В настоящее Южно-Африканская Республика не обладает ядерным оружием, однако располагает как научно-технической, так и промышленной базой для его изготовления.
Руководство Израиля многие годы официально проводит политику, получившую название "ядерная неопределенность", при которой не подтверждается, но и не опровергается наличие ядерного арсенала. Однако большинство экспертов не сомневаются в существовании израильских ядерных сил, построенных на основе классической "ядерной триады".
Израиль на протяжении многих лет отказывается присоединиться к ДНЯО в качестве неядерного государства и распространить гарантии МАГАТЭ на все свои ядерные объекты.
Особую группу, по мнению экспертов, составляют не имеющие ядерного статуса государства, способные создать ядерное оружие, но воздерживающиеся, в силу политической и военной нецелесообразности, от перехода в разряд ядерных государств — так называемые "латентные" ядерные государства (Аргентина, Бразилия, Тайвань, Республика Корея, Саудовская Аравия, Япония и другие).
Три государства (Украина, Белоруссия, Казахстан), имевшие на своей территории ядерное оружие, оставшееся после распада Советского Союза, подписали в 1992 году Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписав Лиссабонский протокол, Украина, Казахстан и Белоруссия присоединились к ДНЯО и были занесены в список стран, не обладающих ядерным оружием.
Материал подготовлен на основании информации РИА Новости и открытых источников