МОСКВА, 14 июн — РИА Новости, Екатерина Еременко. Реформа такси в Москве началась два года назад в рамках большой работы по решению транспортных проблем столицы: чтобы избавить город от таксистов-нелегалов, с 15 июня 2011 года московские власти выдают разрешения на таксомоторную деятельность, без которых таксисты работать не имеют права. Следующий этап в наведении порядка в этой сфере стартует через две недели — с 1 июля 2013 года внешний вид такси в Москве хотят привести к единому знаменателю: разрешения будут выдавать только машинам с кузовом желтого цвета.
Главные новости столицы на портале "В Москве" >>
В дальнейших планах у столичных властей — пустить таксистов на выделенные полосы и создать для них больше бесплатных парковок, а также ввести единый тариф и предоставить субсидии на покупку автомобилей. Эксперты, опрошенные РИА Новости, неоднозначно оценивают инициативы по развитию такси, в частности, они опасаются, что на спецполосы попадет немало нарушителей, а желтый цвет не всегда уместен, и сомневаются в целесообразности единого тарифа.
Желтый цвет — не для всех
По мнению заместителя руководителя экспертного центра Probok.net Андрея Мухортикова, введение желтого цвета, как любая перемена, может сначала напугать таксистов. Однако переход будет постепенным, поэтому опасаться здесь нечего. При этом эксперт считает, что необходимо предусмотреть исключения для такси бизнес-класса, которые будут выглядеть нелепо в желтом цвете.
"Курс на цивилизованный рынок такси мы поддерживаем. Это правильно, что не пытаются обязать всех перекрашивать имеющиеся машины. Но я считаю, это (желтый цвет кузова) не должно распространяться на такси бизнес-класса. Трудно представить BMW или Mercedes в желтой окраске", — отметил Мухортиков.
Как пояснил РИА Новости представитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, в настоящее время существует два легальных варианта перевозки пассажиров на легковых автомобилях: на официальном такси и в форме "аренды автомобиля с водителем". Легковые такси могут работать по вызову и "от бордюра". На них распространятся с 1 июля требования к цветовой гамме кузова, а в будущем и льготы, например, частичное госсубсидирование обновления автопарка, доступ к выделенным полосам. Аренда автомобиля с водителем осуществляется по письменному договору фрахта. К таким автомобилям не будут предъявляться требования по цветовой гамме, но и не будут предоставляться льготы.
"Таким образом, компания может сама решить, к какому виду будут относиться автомобили премиум-класса. Важно отметить, что если перевозчик хочет относить свои автомобили к сфере такси-услуг, будь то автомобиль премиум или обычного класса, ему необходимо будет перейти на единую желтую цветовую гамму", — уточнил собеседник агентства.
Тариф единый
Следующим шагом в реформе такси может стать введение единых тарифов для всех легальных перевозчиков города. За счет этого московские власти рассчитывают повысить популярность коротких поездок у москвичей и создать дополнительный спрос на услуги легальных такси, так как сейчас ниша коротких перевозок полностью захвачена нелегальными перевозчиками.
"Введение единой желтой цветовой гаммы — это первый шаг на пути к цивилизованному такси. Следующим этапом мы видим введение единой тарифной сетки на перевозку пассажиров, которая разрабатывается совместно с Федеральной антимонопольной службой, Региональной энергетической комиссией (которая регулирует тарифы и цены в столице) и департаментом экономической политики и развития Москвы", — сказал сотрудник департамента транспорта.
При этом торопиться городские власти не будут — ситуацию сначала тщательно проанализируют и согласуют действия с участниками рынка.
"Для введения единого тарифа необходимо тщательно проанализировать ситуацию, настоящие затраты на перевозку, а также пожелания пользователей услуг такси, и только после этого мы сможем говорить о сроках реализации данной инициативы", — отметил представитель департамента.
По мнению главы экспертного центра Probok.net, инициатива властей сформировать единый рынок такси сама по себе может оцениваться позитивно, но путь ее реализации вызывает вопросы.
"Попытка формировать единый московский рынок такси и введение единых тарифов — это правильно. Но не понятно, как регулировать эти цены. Например, если автопарк расположен на одном конце Москвы, а вызов на другой конец города, то ясно, что затраты на бензин будут больше. Соответственно, и тариф должен быть выше, иначе таксисты будут работать в ущерб себе", — сказал Мухортиков РИА Новости.
Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов раскритиковал планы введения единых тарифов для такси. "Единый тариф — это вредно. Если государство пытается вмешиваться в рынок, который давно существует сам по себе, это очень плохо. В такой ситуации влезать с госрегулированием в работающий сегмент рынка просто опасно, можно все испортить", — заявил Шкуматов РИА Новости.
Спецполосы для такси
Возможность пустить на выделенные полосы московских дорог не только общественный транспорт, но и такси, вызывает серьезные разногласия у экспертов.
"По выделенным полосам нет однозначного мнения в обществе. Зная предприимчивость россиян, я опасаюсь, что состоятельные люди будут покупать желтые машины, регистрировать их как такси, а потом ездить по выделенкам и не бояться штрафов. Народ у нас очень изобретательный", — сказал Мухортиков.
"В перспективе планируется допустить автомобили легкового такси на выделенные полосы, но для этого первоначально необходимо проанализировать пропускную способность выделенных полос маршрутных ТС и разработать систему мониторинга, которая позволит определить, является ли перевозчик представителем легального такси, а также осуществляет ли он в данный момент заказ или едет как обычный автомобилист", — отметил он.
При этом координатор "Синих ведерок" Шкуматов одобрил возможность пустить такси на выделенные полосы и предложил властям отслеживать работу таксистов через интернет.
"Все заказы можно отслеживать с помощью интернета, через "Яндекс.Такси" или другие системы. Если конкретная машина ни разу за месяц не приняла заказа и не получила никаких отзывов, сразу понятно, что это не такси, а что-то другое. Если водитель не принял за долгое время ни одного заказа, его просто нужно лишить лицензии. Нужно чтобы система такси была максимально открытой и прозрачной для всех пользователей интернета", — сказал эксперт.
Льготная парковка и субсидии
"Также легальный перевозчик — ИП и юридическое лицо — может подать заявку в департамент транспорта на получение субсидии на возмещение части затрат при покупке автомобилей в лизинг", — напомнил представитель департамента.
По его словам, скоро в городе могут появиться еще и специальные знаки, разрешающие парковку только для такси. "Помимо прочего, разработан проект изменений в правила дорожного движения, а именно — внесение новых знаков дорожного движения "Кроме а/м такси", который позволит парковаться на бесплатных городских стоянках только автомобилям такси, остальных автовладельцев за это будут штрафовать", — уточнил он.
Кроме того, эксперты считают необходимым предусмотреть для таксистов условия для посадки-высадки на крупных транпортных узлах.
"Очень важно проработать тему посадки и высадки пассажиров такси. Нужно ввести специальные знаки, которые будут разрешать высадить пассажиров в течение одной-двух минут. Это необходимо хотя бы возле метро, вокзалов и аэропортов, потому что иначе любой таксист вынужден нарушать. Потому что существующие знаки в таких местах, это чаще всего "остановка запрещена", — отметил Мухортиков.
В свою очередь, Шкуматов предложил максимально упростить процедуру получения таксистами лицензий на работу. По словам представителя департамента транспорта Москвы, именно это и планируется сделать в самое ближайшее время.
"Если рассматривать ближайшие изменения, то мы планируем упростить процесс выдачи разрешений на осуществление таксомоторной деятельности — перевести большую часть запросов в электронную форму подачи заявлений на сайте госуслуг", — рассказал чиновник.