Ольга Добровидова, РИА Новости.
Неслучайно, наверное, получилось так, что эти два события оказались так близко. И жаль, что первые женщины в космосе в этом году не смогут отметить юбилеи своих полетов, например, пожав друг другу руки: Салли Райд умерла в июле прошлого года, не дожив до 62 лет. Это стало большой трагедией для нации, которая провожала свою героиню навсегда приклеившейся к ней строчкой "Ride Sally, Ride" из известной ритм-энд-блюзовой композиции.
Валентина Терешкова, по сути, стала частью гигантской машины советской пропаганды. Для этой машины первая женщина-космонавт была лишь одной из "галочек", звездочек на фюзеляже, которую можно было поставить назло идеологическому противнику. Тезис официальной советской идеологии про равенство мужчин и женщин был подкреплен на практике, сливки сняты – всем спасибо, все свободны.
Салли Райд, впрочем, тоже из человека стала символом, хотя и другим: ее на знамена подняли уже американские феминистки, которые, как это иногда случается, порой слегка "не замечали" ни Терешковой, ни Светланы Савицкой. В Штатах путь женщины на орбиту начался "снизу", с участниц знаменитого проекта "Меркурий 13", которые еще в 1961 году добровольно и за частные деньги успешно прошли все стандартные тесты для кандидатов-мужчин. Им так и не удалось доказать НАСА и американскому сенату, что нужно взять их в программу подготовки, потому что никаких препятствий, кроме формальных, для этого нет.
Если судить по воспоминаниям Райд и других ее коллег, мужчинам, управлявшим космическими программами, женщины в космосе казались едва ли не хуже инопланетян. На болезни роста совсем еще молодой космонавтики как таковой и, в частности, на общий недостаток данных о физиологических аспектах невесомости, накладывались и специфические "женские" сложности, иногда и реальные, но по большей части совершенно мнимые. Да и реальные вопросы то ли по незнанию, то ли из чрезмерной осторожности порой раздувались до абсурдных масштабов: так, Райд якобы рассказывала, что ей с собой на неделю "на всякий случай" попытались выдать 100 тампонов и передумали только после заверений о том, что и половины от этого количества будет многовато.
Опровержение этих доводов сегодня – на самом деле немного борьба с привидениями, потому что практика уже вполне наглядно все это доказала. Правда, очень жаль, что это была не наша, российская практика.
Путешествие в космос Валентины Терешковой. Архивные кадры >>
Терешковой иногда любят припоминать то, что она плохо справлялась с заданиями, нарушила правила карантина после возвращения, и в целом не очень хорошо перенесла полет, тем самым, мол, сильно усложнив задачу для будущих космонавток и астронавток. Поскольку в истории сослагательного наклонения нет, мы никогда не узнаем, что было бы, если бы в космос вместо Терешковой отправились бы, скажем, Валентина Пономарева или Ирина Соловьева. Да и не выкинешь из песни слов – сложный это был, по-видимому, полет.
Кто знает, стали ли бы они из будущих настоящими, если бы не Чайка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Аудиофрагменты предоставлены ФГУП "Фирма "Мелодия"