МОСКВА, 12 июн — ПРАЙМ. Эксперты в бюджетном послании, которое президент РФ Владимир Путин представит 13 июня, ожидают услышать про ограничение роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции, долгосрочный подход к формированию бюджета с горизонтом 10-15 лет и о том, что уже пора переходить от дискуссий к завершению пенсионной реформы.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
При этом одни аналитики рассчитывают на то, что президент скажет про роль бюджета в стимулировании роста экономики и, соответственно, про смягчение бюджетной политики, другие, наоборот, ждут еще большего ужесточения бюджетных правил. Однако все уверены, что революционных предложений 13 июня ожидать не стоит, послание будет традиционно умеренно-консервативным.
Все новое — хорошо забытое старое
"Я не ожидаю от послания президента никаких особых новинок, может быть, будет собрано вместе то, что было сказано в последнее время <…>. Мне кажется, что уже достаточно много сказано, что-нибудь бы надо сделать", — заявил информагентству "Прайм" научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.
Такой же точки зрения придерживается и советник Института современного развития Никита Масленников.
Из тех идей, которые активно обсуждались в последние месяцы, экспертное сообщество ожидает услышать от президента твердое "да" ограничению темпов роста тарифов естественных монополий, в первую очередь в отношении газа.
"Мы надеемся, что будет сказано про регулирование тарифов, что они не будут расти темпом выше, чем инфляция прошлого года. Если это будет анонсировано, это будет действительно серьезно", — отметил сопредседатель бизнес-объединения "Деловая Россия" Антон Данилов-Данильян.
Налоги меняют по плану
Масленников высказал предположение, что в бюджетном послании может быть затронута тема изменения налогов для нефтяной и газовой отраслей, а также экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
"Президент может подвести итог действия схемы "60-66", предложив правительству, еще раз взвесить ее и не торопиться с ущемлением тех переработчиков, которые успешно модернизируют свои технологические мощности", — отметил Масленников.
С другой стороны Данилов-Данильян сказал "Прайму", что именно в налоговой сфере предложений, коренным образом реформирующих данное направление, он не ожидает.
"После того, как правительство в целом утвердило "Основные направления налоговой политики на 2014-2016 годы", где мы, к сожалению, не нашли позиций, которые обеспечивают выполнение майских указов президента, фактически консервируют сложившиеся отношения налогового регулирования, мы какого-то очень большого прорыва не ждем", — сказал он.
Предложений по повышению налоговой нагрузки на несырьевые сектора не будет в послании, как не будет и предложений о перераспределении нагрузки с обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей на сырьевые, уверен директор центра "Бизнес и маркетинг" РАНХиГС при президенте РФ Игорь Сапрыкин. "Не увеличат налоги для богатых и сверхбогатых, не введут налог на роскошь, не снизят налоги и не введут стандартные вычеты для бедных", — комментирует свои ожидания от бюджетного послания Сапрыкин.
Ужесточить или смягчить?
Эксперты считают, что бюджетное послание, как и предыдущее, сделанное президентом в 2012 году через месяц после вступления в должность, будет умеренно-консервативным, с акцентом на поддержание макроэкономической стабильности и сохранение "бюджетного правила".
Первое послание Путина в должности вновь избранного президента в прошлом году сохранило от последнего послания его предшественника Дмитрия Медведева положения о правилах использования нефтегазовых доходов, необходимости пенсионной реформы, прозрачности государственного управления и новом этапе межбюджетных отношений. Главным отличием прошлогоднего документа стало упоминание антикризисных мер и необходимости быть готовыми к любым возможным кризисным проявлениям.
В то же время эксперты расходятся во мнениях: одни считают, что посланием будет продолжен курс ужесточения бюджетной политики, а другие — что в условиях замедления роста экономики есть возможность смены курса.
"Хотелось бы услышать более четко о роли бюджета в экономической политике. Ведь послание не на один год, оно адресовано бюджету, формируемому на несколько лет: как президент видит роль бюджетной политики в экономическом стимулировании", — отмечает главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин.
Он пояснил, что эта роль не очень активна, но, тем не менее, значима, и эксперты хотели бы услышать о том, какое у руководства страны "стратегическое понимание роли фискальной политики, в условиях замедляющегося роста экономики, в ухудшающейся экономической среде, условиях, когда мы хотим одни темпы роста, а получить их не можем".
"Здесь важен ответ на вопрос, до каких пределов бюджетная политика готова меняться. Такие ориентиры нужны правительству", — сказал Надоршин.
На что тратить бюджет
Впрочем, эксперты не уверены, что вопрос о стимулировании экономического роста в РФ найдет свой ответ в бюджетном послании, ведь пока единой позиции так и не было выработано, хотя жаркие споры идут уже не один месяц. Скорее в документе будет поднят вопрос, касающийся перераспределения бюджетных расходов, и уже в нем может отразиться позиция руководства страны, какие направления развития будут в приоритете.
"В рамках достаточно консервативного подхода он может высказаться о необходимости сдержанности в государственных расходах, перераспределении их в рамках возможного на поддержку экономического роста", — отмечает Масленников.
Данилов-Данильян выразил надежду, что президент в послании скажет о более рациональном использовании средств на оборону, экономику в целом, инфраструктуру, подготовку к масштабным мероприятиям.
"Здесь могут быть некие подвижки в плане экономии на тех функциях, которые, на наш взгляд, являются избыточными", — сказал Данилов-Данильян.
При этом он добавил, что и в этом направлении революционных идей экспертное сообщество не ждет, поскольку за последние полгода не было никаких признаков того, что власти пойдут на какие-либо радикальные меры для оптимизации расходов.
Конец пенсионной реформы
Эксперты ждут, что президент не забудет упомянуть в послании, что пенсионную реформу пора заканчивать, и что принять окончательное решение и внести ясность в пенсионное будущее страны нужно уже до конца этого года.
"Мне хотелось бы большей определенности и разъяснений в отношении пенсионной реформы. Поскольку к бюджету это относится напрямую, то хорошо бы понимать, когда мы планируем ее завершить, в каком виде она пройдет, что будет собой представлять", — говорит Надоршин.
Эксперты уверены, что мимо этой темы президент в своем бюджетном послании пройти не сможет. Кроме того, они надеются, что будут подняты и другие вопросы, непосредственно относящиеся к бюджетной стратегии.
"Я думаю, он выскажется о необходимости долгосрочного финансового планирования, потому что трехлетнего горизонта недостаточно для формирования долгосрочного прогноза и плана на 15 лет", — сказал Масленников.