МОСКВА, 11 июн — РИА Новости, Елена Чишковская. Первый концерт просветительского цикла Московской филармонии "Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский", состоявшийся в столичном зале Чайковского в понедельник, познакомил слушателей с фрагментами оперы Генри Перселла "Королева фей" по комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" и музыкой к этой же комедии Феликса Мендельсона, а также стал триумфом дирижера-рассказчика.
Необычный перформанс
Три концерта, в которых глава Госоркестра имени Светланова Владимир Юровский был заявлен не только в качестве дирижера, но и в качестве рассказчика, вызвали огромный интерес у публики. Музыкант, несколько раз уже повествовавший о тех или иных произведениях со сцены, успел завоевать любовь слушателей и сделать актуальным новый, а на самом деле хорошо забытый старый просветительский формат, который подразумевает, что слушатель, придя на концерт, может не только услышать саму музыку, но и узнать о ней много нового.
"Дело в том, что в XVII веке в театрах не было занавеса. Поэтому первые музыкальные номера в спектакле писались для того, чтобы у публики было время расположиться поудобнее и настроиться на представление. Прямо как у нас сейчас", — объяснил дирижер.
Шекспир, Перселл и сказки Шехерезады
Ведя повествование, чередующееся с музыкой, дирижер, как заправская Шехеразада, ни на секунду не отпускал зал. С изрядной долей юмора он вплетал в ткань рассказа сведения вроде бы и незначительные, но привлекающие внимание. Например, о том, что слова о пушистом снеге в арии вовсе не фантазия, потому что в те времена в Англии было действительно холодно.
При этом Юровский не забывал поощрять зачарованную публику. Когда после очередного номера зал замер, не зная уместно ли в данном месте аплодировать, дирижер, заметив это, немедленно отреагировал: "Вы можете хлопать, это ведь не классическое произведение, а доклассическое, тогда люди еще не знали о том, что в зале неприлично хлопать между частями".
Искусный рассказ сопровождался музыкой, в исполнении которой принял участие не только оркестр, но и вокальный ансамбль Intrada, а также солисты — бас Максим Михайлов, сопрано Любовь Петрова и меццо-сопрано Александра Кадурина, в чьей интерпретации музыка Перселла предстала во всей своей красоте.
"Свадебный марш"
Первое отделение концерта стало своего рода бенефисом Юровского-рассказчика, но во втором он уступил место оратора Алле Демидовой. Она читала фрагменты шекспировской пьесы, а музыкант занял более привычное место за дирижерским пультом — музыку Мендельсона маэстро предпочел не комментировать, дав возможность слушателям самостоятельно поразмыслить и сопоставить два сочинения, вдохновленные одним литературным источником. Демидова читала текст комедии по ролям мастерски, но все же здесь царил Мендельсон. А кульминацией этой части концерта стал помпезный "Свадебный марш", который многие присутствовавшие впервые услышали не в привычной версии трех похмельных музыкантов из районного загса, а в великолепном звучании полновесного симфонического оркестра.