Плата за воду для предприятий вырастет в России в ближайшие годы в разы, при этом государство заставит крупнейших загрязнителей рек "очиститься". Директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России Дмитрий Кириллов рассказал корреспонденту РИА Новости Игорю Ермаченкову о том, как заставить предприятия очищать стоки и защитить города от паводков.
Двести загрязнителей
— В прошлом году была принята подготовленная Минприроды федеральная целевая программа по развитию водохозяйственного комплекса до 2020 года. Водное хозяйство впервые получает такие огромные деньги — 523 миллиарда рублей. Появляется реальная возможность улучшить качество воды, что заботит очень многих.
— В рамках ФЦП мы начали заниматься улучшением качества воды по двум направлениям: не только снижением опасных сбросов, которые попадают в наши водоемы, но и экологической реабилитацией водных объектов, которые потеряли способность к самоочищению. Эти работы выполняются как региональными властями, так и при помощи субсидий из федеральной целевой программы. Но прежде чем очищать какой-то водоем, надо прекратить в него новые сбросы.
— Главными загрязнителями воды являются, естественно, предприятия. Можете сказать, какие именно?
— Мы составили и работаем со списком двухсот крупнейших предприятий-загрязнителей. Самыми грязными отраслями являются жилищно-коммунальное хозяйство, которое в совокупности дает около 60% сбросов, химия, нефтехимия, целлюлозно-бумажное производство. Поименно главных загрязнителей я пока называть не хочу, так как ожидается их "очищение". Каждому предприятию направлен запрос, где разъясняется, как получить средства государственной поддержки на модернизацию очистных сооружений.
— Кто откликнулся на ваше предложение, где ожидать скорого снижения сбросов?
— Мы поддерживаем проекты ряда водоканалов Владивостока, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Твери и других. Из промышленных компаний свои очистные сооружения сегодня улучшают "Алроса", Магнитогорский металлургический комбинат и другие.
Чистые реки
— Сегодня предприятиям выгоднее сбрасывать грязные стоки, платить за это штрафы и ничего не делать. Как изменить эту порочную практику и сделать модернизацию экономически выгодной?
— Нами подготовлен уже принятый в первом чтении законопроект о совершенствовании нормирования и экономического стимулирования, который предусматривает как раз внедрение наилучших доступных технологий для очистки сточных вод, а с другой стороны — существенное повышение ответственности наших природопользователей за недостижение установленных требований по очистке. Ответственность будет повышена в разы, что поставит предприятия именно в такое положение, что модернизация и соблюдение природоохранных требований станут экономически выгодными. А субсидии — это как раз наша протянутая рука тем, кто думает заранее о наступающих изменениях.
— Грязная вода — это часто следствие бедственного положения, в котором находятся водоканалы. С одной стороны, денег на модернизацию нет, с другой — они вынуждены очищать стоки не только частных лиц, но и предприятий. Как им помочь?
— Такую порочную практику мы скоро прекратим. С января 2014 года начинает действовать закон о водоснабжении и водоотведении, который возлагает ответственность за очистку стоков не на водоканал, а на крупные промышленные предприятия. Водоканалы способны очистить только ливневые и хозяйственно-бытовые стоки, не промышленные. Поэтому на деле вся грязь с предприятий выливается напрямую в водоемы. По новому закону крупнейшие абоненты водоканалов будут обязаны иметь собственные очистные сооружения под свои загрязняющие вещества и будут самостоятельно платить в Росприроднадзор за негативное воздействие на окружающую среду.
— Какие реки к 2020 году станут чище?
— У нас в России порядка 2,5 миллиона рек и 3 миллиона озер. Наша работа сосредоточена на тех водных объектах, вокруг которых расположены крупные города и промышленные центры. Это такие сложные реки, как Волга, Ока, Урал, реки Северо-Запада страны. В Европейской части России нам предстоит много работы. Здесь сосредоточено 80% промышленности, проживают 80% населения, а объем речного стока всего 8%. При этом водные ресурсы интенсивно используются. А вот высокое качество воды сохраняется в Сибири и на Дальнем Востоке, где находятся наши малоосвоенные земли.
Плата за воду
— Будет ли расти плата за воду в ближайшее десятилетие?
— Этот вопрос сегодня обсуждается. Плата за воду не индексировалась с 2004 года, поэтому стимулов ее беречь все меньше и меньше. Так что в ближайшее время будем рассматривать вопрос о приведении платы к уровню той налоговой нагрузки, которая была эффективна в 2004 году. То есть примерно в 2,3 раза от нынешнего уровня. Поэтапное повышение планируется с 2014 года, не ранее.
Надо сказать, что Россия является страной с минимальным уровнем платы за воду. В себестоимости промышленного производства товаров и работ он колеблется от сотых долей процента до одного процента. Поэтому даже то повышение, которое обсуждается, носит не фискальный, а стимулирующий характер. Предприятия должны научиться беречь воду, потери воды у нас составляют в среднем 20%. Чем меньше вода будет теряться, тем меньше изыматься и загрязняться. Но плата будет повышаться только для предприятий, население у нас освобождено от платы за воду, даже при заборе воды для сельскохозяйственных нужд.
— Сегодня граждане часто не могут попасть на берега водоемов. Появляются заборы там, где их быть не должно. Как обеспечить людям право пользования народным достоянием?
— Это очень значимая тема. Надо самым жестким образом пресекать нарушения требований градостроительного и водного кодекса, которые допускаются органами местного самоуправления при выдаче земельных участков под строительство. Минприроды подготовило и внесло в правительство законопроект, который дополнительно усиливает обязанности арендаторов земельных участков вне зависимости от того, предусмотрен ли договором аренды свободный проход граждан. Помимо сноса ограждений мы хотим ввести административную ответственность для арендаторов и должностных лиц, чтобы они, наконец, начали соблюдать всегда существовавшие нормы закона об обеспечении доступа граждан к водоемам. Мы вводим практически максимальную ответственность по КоАП — от штрафа до 1 миллиона рублей до приостановки деятельности на 90 суток. Полагаю, что Дума начнет его рассматривать в осеннюю сессию, в этом году.
Уроки Крымска
— Один из уроков Крымска заключается в том, что нельзя строить рядом с руслами рек, особенно в горах. Что делается для предотвращения такого строительства в будущем и для сноса того, что уже построено?
— После принятия закона будут ли сносить дома, построенные в опасных местах?
— Совсем необязательно. Где-то будет эффективнее строить дамбу, чем переселять целый микрорайон многоэтажных домов. Но переселение уже идет. Например, в Якутии работает программа по переселению с паводкоопасных земель небольших населенных пунктов. Дома переносятся на более высокие точки. То же самое в Крымске. Ряд домов не восстанавливался, вместо этого был построен новый многоэтажный микрорайон на существенно более высоких отметках.
— Много ли в России сегодня ничейных дамб и водохранилищ, которыми никто не занимается?
— Бесхозяйные гидротехнические сооружения — это наследие советских времен, когда они строились без проектной документации, в основном для нужд сельского хозяйства. Их в России порядка двух с половиной тысяч, если говорить о дамбах, которые держат воду и представляют потенциальную опасность. Они должны переходить на баланс муниципалитетов, но местному самоуправлению тяжело эксплуатировать это имущество. В этой связи в рамках все той же ФЦП мы предоставляем субсидии муниципалитетам либо на ремонт гидросооружений, либо на их ликвидацию. Прежде всего тех, которые находятся в аварийном состоянии. Местные власти сами решают, нужен ли им такой водоем или нет. Мы предполагаем, что к 2020 году должны полностью решить проблему бесхозяйных аварийных гидротехнических сооружений.
Страховка от паводка
— Прошедшая зима была весьма снежной. Как прошел паводок?
— Тот паводок, который прошел в этом году, можно назвать тяжелым, в определенной степени аномальным, поскольку запасы воды в снеге существенно превышали норму. При этом так сложилось, что весна по всей России была бурной, мы сразу же из зимы перешли в лето, а это всегда тяжелая ситуация. Мы избежали масштабных потрясений, смогли не допустить человеческих жертв, но в то же время паводок показал, что нам и дальше надо заниматься вопросами защиты населения от наводнений, строительством берегозащитных сооружений, правильным планированием освоения паводкоопасных земель.
— Где обнаружились наиболее узкие места в прямом смысле слова?
— К сожалению, традиционно тяжелая ситуация складывалась в Якутии. Причины и в климате, и в том, что в республике крупные населенные пункты расположены на берегах реки Лена. Но надо сказать, что сильный паводок этого года не коснулся больших городов и не привел к значительному ущербу, так как за пять последних лет мы завершили строительство берегозащитных сооружений в Якутске, Олёкминске и Ленске. Нам удалось избежать повторения трагических событий в Ленске в 2001 году, когда был затоплен город и погибли 6 человек.
— Можно ли сказать, что с выполнением ФЦП население России будет застраховано от разрушительных паводков?
— Конечно, она именно на это и рассчитана. Из всего бюджета программы, огромной суммы в 523 миллиарда рублей, около 65-70% средств направлено на защиту от негативного воздействия вод. Предотвращение наводнений — это обязанность государства. У нас запланирован довольно значимый показатель защищенности людей — 85% от общей численности населения, проживающего на паводкоопасной территории. Сегодня он составляет 68%.