Озерно‑речной пассажирский теплоход "Александр Суворов" был построен в 1981 году в Чехословакии в городе Комарно (ныне — территория Словакии) по типовому проекту 92‑016, тип Валериан Куйбышев. Предназначался для перевозки и обслуживания пассажиров и туристов, развивал скорость до 26,1 километров в час. Являлся флагманом Волго‑Донского речного пароходства.
Вечером 5 июня 1983 года пассажирский теплоход "Александр Суворов", следовавший по маршруту Ростов‑на‑Дону — Москва, подошел к Ульяновску.
В 22.45 теплоход на полном ходу зашел под несудоходный восьмой пролет моста через Волгу, верхними палубными надстройками задев конструкцию. В результате у судна была полностью снесена рубка, отсек, в котором располагался кинозал, срезаны дымовые трубы.
Из‑за столкновения пролетное строение железнодорожного моста весом более 1,5 тысячи тонн было смещено на 40 сантиметров, сместилось и железнодорожное полотно. В это время по мосту со скоростью 70 километров в час следовал грузовой поезд весом 3 тысячи 300 тонн, 11 из 53 вагонов состава, в которых находились зерно, уголь и бревна, сошли с рельсов, часть груза обрушилась на корабль.
В ту ночь погибли 176 человек — отдыхающие и команда теплохода. Большую часть пассажиров составили шахтеры из Ростовской области и их семьи.
Большинство пассажиров погибли непосредственно во время крушения, так как в момент трагедии в кинозале на верхней палубе демонстрировали детектив "Возвращение "Святого Луки", сеанс собрал полный зал. В живых остались только те, кто отдыхал в каютах внизу.
Ликвидаторы аварии работали пять суток подряд, разбирая сложившиеся грузовые вагоны. В составе также находилась и цистерна с бензином, которую необходимо было достать из‑под завалов, чтобы предотвратить возгорание. Изуродованный теплоход отбуксировали к левому берегу Волги.
Со стороны властей было сделано все возможное, чтобы помочь оставшимся в живых. Сразу прибыла правительственная комиссия, работали психологи, воинские части, водолазы, мостовики. Свою помощь в ликвидации последствий крушения оказывали крупные ульяновские предприятия, силовые ведомства, формировались специальные студенческие отряды, были задействованы все городские службы — пожарные, медицинские, дорожные, коммунальные.
Капитан корабля Владимир Клейменов остался жив, его нашли возле опоры моста на дамбе. По одной из версий, его отбросило туда после удара.
По результатам расследования вина в произошедшей трагедии была возложена на команду теплохода. Официальное следствие, которое проводила Генпрокуратура СССР, сделало вывод: в случившемся виноваты погибшие рулевой Уваров и старший помощник капитана Митенков, которые в тот момент несли вахту. Следствие посчитало, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, и, поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам лишения свободы.
Клейменов провел в заключении шесть лет, после чего был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.
В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на "Александре Суворове" был установлен крест. В 2006 году восьмой пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.
В апреле 1984 года теплоход был передан в ведение Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП). В настоящее время "Александр Суворов" продолжает перевозочную туристическую деятельность, приписан к порту Нижний Новгород, с февраля 2012 года принадлежит крупнейшей российской речной круизной компании ООО "ВодоходЪ".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников