С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 июня — РИА Новости. Избавить флот от пожаров полностью – невозможно, но решения этой проблемы существуют, заявили эксперты на круглом столе в петербургском медиацентре РИА Новости, посвященном обеспечению пожарной безопасности на флоте.
Горючие материалы из отделки — исключать…
Судостроение нуждается в трудногорючих и негорючих материалах. "Тридцать один процент всех пожаров в мире происходит из-за… неправильных материалов, но об этом почему-то все молчат", — заявил глава компании "Морские комплексные системы" ("МКС") Михаил Моцак. Это мнение разделяет начальник Управления НИИ Кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ "ВМА" Сергей Соловьев. Он рассказал, что в его организации стараются исключать из отделки горючие материалы и активно применяют международный опыт в этой сфере.
В настоящее время компания "МКС" как раз использует в своей работе трудногорючие и негорючие материалы, например, каменную вату из базальта, каучуковое негорючее покрытие для палуб и негорючую мебель. Это помогает достигнуть максимальной безопасности, потому что полностью обезопасить суда от огня – невозможно, считает Михаил Моцак.
…а новые противопожарные системы — внедрять
Помимо модернизации отделочных материалов, противопожарные системы на судах российского флота также нуждаются в совершенствовании, считает начальник отдела общесудовых систем ОАО ЦКМБ "Алмаз" Сергей Гнитиев. На данный момент большинство таких систем состоят из уже устаревших и не самых эффективных схем подачи воды в разные отсеки судов, но российские проектировщики стараются внедрять высокоэффективные и современные системы. "Например, система тонкораспыленной воды. В результате тонкого распыла воды происходит резкое понижение температуры и резко улучшается видимость в момент тушения пожара, исчезает задымление", — заявил Гнитиев. Он также отметил, что ЦМКБ "Алмаз" сейчас работает над заменой огромного количества малоэффективных старых огнетушителей на новые, с тонким распылом и с добавками из активных веществ, которые позволяют гасить очаги пожаров в течение нескольких секунд.
"Человеческий фактор никто не отменял"
Эксперты также отмечают важную роль экипажа в пожарной безопасности на борту. Например, непотушенная сигарета или неосторожное приготовление пищи могут стать причиной возгорания на борту. "Сжечь можно что угодно. Какой бы ни была эффективной система, но ее нужно содержать и обслуживать, правильно эксплуатировать, а это делают реальные люди. Поэтому необходимо помнить о и наиважнейшей задаче: соблюдение режима пожарной безопасности на объектах", — заявил начальник сектора противопожарных систем ОАО ЦКМБ "Алмаз" Алексей Саватеев.
Новые спасательные суда пополнят флот
Флот России стал пополняться новыми многофункциональными аварийно-спасательными судами, первое из которых — "Спасатель Карев" — сдано в эксплуатацию в 2012 году, а второе судно данной серии – "Спасатель Кавдейкин" в июне этого года вышло в Ладожское озеро для проведения заводских ходовых испытаний, сообщили в пресс-службе "Невского судостроительно-судоремонтного завода".
Причиной этого стало то, что "Госморспасслужба России", которая обеспечивает аварийные и спасательные работы на море, имеет порядка 100 судов в своем распоряжении, но у многих из них уже истек срок эксплуатации. Специализированные спасательные суда у службы заменяли 13 спасательных буксирных судов, оснащенность которых оставляла желать лучшего, сообщил начальник отдела аварийно-спасательных работ ФБУ "Госморспасслужба России" Валерий Тимченко. "Срок службы таких судов – 30 лет, и почти у всех уже вышли сроки списания, а противопожарная система значительно изношена и требует капитального ремонта и замены", — добавил он.
"Противопожарная безопасность новых судов, таких, как "Спасатель Карев" и "Спасатель Кавдейкин", полностью соответствует требованиям Регистра (Российский морской регистр судоходства – прим. ред.), обеспечивается конструктивными элементами, системой пожаротушения, пожарной сигнализацией и даже комплектами противопожарного снабжения… Готовятся документы для получения этими судами международных сертификатов", — добавил Тимченко.
Эксперты в области судостроение сходятся во мнении, что тушение пожаров – дело очень дорогостоящее, во всех смыслах выгоднее их предотвращать. Во времена СССР в пожарах всегда винили личный состав. На сегодняшний день возможен открытый диалог между теми, кто создает и проектирует судна, и теми, кто их непосредственно использует, что поможет повысить пожарную безопасность на флоте России.
По данным заместителя начальника Северо-Западного регионального центра МЧС Ильи Денисова, в РФ в 2011 году пожарами повреждено 80 морских и речных судов, уничтожено — 4. Материальный ущерб составил 379,048 миллиона рублей. В 2012 году погибло 7 морских и речных судов, повреждено — 64, ущерб составил 1,388 660 миллиарда рублей. В СЗФО за последние пять лет произошло более 80 пожаров на морских и речных судах.