Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Разрастающийся скандал с появлением в интернете заданий ЕГЭ заслоняет собой более серьезную проблему российских абитуриентов – выбор ими предметов для сдачи ЕГЭ.
Судя этому выбору, уже можно прогнозировать, что самая большая доля абитуриентов-2013, как в прошлые годы, пойдет учиться по гуманитарно-социальным специальностям – на экономистов, юристов, журналистов, дизайнеров и всевозможных менеджеров. Одновременно иностранные абитуриенты, значительную долю которых составляет молодежь из стран СНГ, в этом году опять пойдут в наши вузы за российскими дипломами врачей и инженеров, которые везде, кроме России, имеют ограниченное действие.
Если так пойдет и дальше, то мигранты с российскими дипломами создадут серьезную конкуренцию образованной части российской молодежи на ее же собственной родине.
Что показывает выбор предметов для сдачи ЕГЭ
На самом деле выбор предметов для сдачи ЕГЭ – это выбор будущей профессии. Понятно, что с результатами ЕГЭ по физике, химии или географии заявление о приеме на юридический факультет никто не понесет. Точно так же, человек, сдающий ЕГЭ по истории и литературе, не подаст заявление о приеме в институт стали и сплавов или в медицинский вуз.
Рособрнадзор отмечает, что картина предпочтений ЕГЭ в этом году не отличается от прошлых лет. С большой вероятностью не будет принципиально отличаться от прошлых лет и финальная картина зачисления в этом году в вузы. Лидерами по числу выбравших их первокурсников опять станут два направления: "080000 Экономика и управление" и "030000 Гуманитарные науки" (цифры – код направления в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию).
И Бог бы с ними, пусть учатся тому, что им нравится. Дети – наше все! Пусть становятся экономистами, юристами, журналистами, дизайнерами, философами. Но с чего вдруг Минобрнауки, и так превратившийся в жупел для граждан, опять нарывается на грубость, отбирая у философского факультета РГГУ все бюджетные места?
Общественность возвысила голос, и места для будущих философов в РГГУ вернули, не все, правда, а только десять. Но в целом в стране контрольные цифры приема (КЦП) Минобрнауки все-таки откорректировало. По экономике и управлению КЦП в этом году сокращены на 19,8%, а по образованию, медицине, техническим специальностям и естественно-научным направлениям – увеличены (на 6,1%, 5,9%, 5,3% и 2,5% соответственно).
Иными словами, Минобрнауки стимулирует наших детей учиться не на экономистов и менеджеров, а становиться учителями, врачами, инженерами и даже дипломированными ботаниками.
На этом можно было бы поставить точку, если бы в наших российских вузах учились только наши дети. Но там еще учатся дети иностранцев, и когда видишь, чему они там учатся, невольно возникают разные мысли.
Какие российские диплому ценят иностранцы
Низкие места, а порой и вообще отсутствие российских вузов в международных рейтингах сильно расстраивает нашу власть. Чтобы поднять ей, власти, настроение, Минобрнауки даже готов заплатить 25 млн рублей за создание собственного мирового рейтинга, в котором наши вузы займут достойные их места.
Но если смотреть не на рейтинги, а в списки студентов российских вузов, то они выглядят не так уж безнадежно. По крайней мере, государственной квоты на прием в них иностранных студентов на всех желающих иностранцев не хватает. В 2008 году квоту даже пришлось увеличить с 7 тысяч до 10 тысяч человек. Сейчас и этого уже мало, многие ректоры предлагают вообще отменить квоту на иностранцев. Всего же сейчас в российских вузах учится 250 тысяч иностранных студентов, причем 40 тысяч из них учится бесплатно, за счет российского бюджета.
Не так уж мало у нас студентов из Европы и США (примерно каждый седьмой из всех иностранных студентов). Не в Сорбонну, Оксфорд и Гарвард они едут за знаниями, а в Москву, Брянск или Тюмень. Перечисление этих городов – не случайность, в здешних университетах учится больше всего иностранцев.
С китайцами и индийцами все понятно, их вполне устраивает соотношение цены и качества российского образования. Получив наш диплом, они отбывают домой, чтобы с ним занять достойное место в истеблишменте своих стран. Вопросы появляются насчет студентов из стран СНГ: для чего нужен им российский диплом и чему они у нас учатся?
Зачем иностранцу нужен российский диплом
Итак, техническое, медицинское, педагогическое и естественно-научное образование (те самые специальности, овладевать которыми принуждает наших детей Минобрнауки) без всякого принуждения выбирают себе половина иностранных студентов. Вторая половина учит экономику, юриспруденцию, менеджмент и гуманитарные специальности. Но если исключить из этой второй половины русский язык (не будет же, в самом деле, иностранец, получивший в Барнауле диплом филолога, учить русскому языку нас с вами), то расклад специальностей "двойного предназначения" (годных для иностранных студентов на их родине и у нас в России) получается зеркально противоположным предпочтениям российских студентов.
Примерно 40% иностранных студентов выучиваются у нас на экономистов, менеджеров и гуманитариев, а 60% – на врачей, инженеров, учителей, агрономов, ветеринаров, ученых.
Все ли они, получив российский диплом, уезжают на родину? Те 40 тысяч, которые учатся у нас по межправительственным контрактам за счет нашего бюджета, наверное, все-таки уезжают. На родине их ждут хотя бы для того, чтобы они отметились в местных минобрнауках в получении российского диплома за казенный счет.
Дети мигрантов как интеллектуальная элита будущей России
Кто они, эти 80 тысяч иностранных студентов в российских вузах, не подпадающие под регулирование Минобрнауки? Кто они по гражданству, мы уже знаем: главным образом казахи, туркмены, украинцы, белорусы, азербайджанцы, узбеки. Статистики по их социальному статусу нет, но с очень большой долей уверенности можно предположить, что доля детей гастарбайтеров среди них значительна.
Вероятно, это и есть то самое пресловутое второе поколение мигрантов, о судьбах которого у нас очень любят сейчас рассуждать. Они, как и наши дети, стремятся получить высшее образование, только немного другое, ориентированное на утилитарность, а не на престиж и моду. Им не до моды, им надо выжить, а врач и учитель без куска хлеба не останутся в любом обществе. А вот менеджер или дизайнер – могут запросто.
Есть и другая особенность их профессионального выбора. Диплом российского медицинского вуза годен только в России и странах СНГ. В Европе или США работать врачом с ним не возьмут, придется несколько лет переучиваться. То же самое касается многих инженерных специальностей, слишком велика разница в технических регламентах. Практическая польза российского диплома экономиста и менеджера на Западе тоже близка к нулю. А с дипломом российского госслужащего или юриста и вовсе глупо пытаться устроится на работу даже на Украине.
Вот, собственно, и все. Продвинутые дети мигрантов ориентированы на жизнь и работу в России, причем при инновационном варианте ее развития. "Валить из Рашки" они явно не собираются. А вот наши дети вполне могут попасть в такую ситуацию, что "валить" им особо некуда будет. Пока они имеют перед детьми мигрантов конкурентное преимущество в виде российского паспорта. Но это довольно эфемерное преимущество. Проблема российского гражданства для специалистов, нужных нашей экономике, решается очень просто – через занятость в "оборонке". Правда, пока в индивидуальном порядке. Но если возникнет нужда, может решиться так же просто и в общем порядке.
Вот о чем, наверное, стоит крепко подумать юношам, обдумывающим житье, и их родителям. Девушкам проще. Они могут выйти замуж за успешного мигранта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Вузы России: навигатор абитуриента – 2013 >>
Навигатор абитуриента: учреждения среднего профобразования >>