Вице-премьер, глава МИД Боснии и Герцеговины и лидер Социал-демократической партии в составе правящей коалиции Златко Лагумджия – один из самых влиятельных политиков в стране. Он родился в Сараево 26 декабря 1955 года, после окончания школы в Детройте (США) учился в Сараевском университете, где получил докторскую степень в области информатики и электротехники. Он является профессором Сараевского университета и членом Всемирной академии искусств и наук (WAAS). Занимал разные посты в правительстве, начиная с 1992 года. В составе нынешнего Совета министров Лагумджия работает с 2012 года. Накануне своего визита в Москву министр рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости в Сараево Юлии Петровской о предстоящих 31 мая переговорах с главой МИД Сергеем Лавровым, о перспективах экономического сотрудничества и роли России на Балканах, об энергетических проектах и преимуществах инвестирования в БиГ.
— Господин министр, какие ожидания вы связываете с визитом в Россию? Какие темы планируете обсудить на переговорах?
— Как вы знаете, Россия играет важную роль в политических событиях в странах Западных Балкан, особенно в Боснии и Герцеговине, ведь она является гарантом Дейтонского соглашения (1995 года – ред.) и членом руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения. Этим визитом мы хотим открыть новую главу в наших отношениях с Россией, и в первую очередь поднять торгово-экономическое сотрудничество на более высокий уровень, поскольку до сих пор оно сводилось в основном к экспорту российских энергоносителей в БиГ.
Во время моего визита в Москве пройдет бизнес-форум с участием представителей примерно 30 боснийских фирм и большого числа российских компаний. Мы ожидаем, что прямые контакты между бизнесменами будут способствовать открытию российского рынка для товаров и услуг из Боснии и Герцеговины и наоборот. Ведь сейчас показатели сотрудничества в торговой сфере намного ниже реальных возможностей.
Мы стремимся достичь объемов торговли, которые наши страны имели во времена существования СФРЮ и Советского Союза. Наша цель — создать прочную основу для содействия экономическому сотрудничеству и проложить путь нашим предпринимателям, которым, безусловно, есть что предложить России. Добавлю, что сейчас идет подготовка соглашения о сотрудничестве в области туризма, а авиакомпания "Московия" выразила заинтересованность в открытии прямых рейсов Сараево-Москва.
Помимо экономических вопросов мы, конечно, будем говорить на политические темы и о продвижении сотрудничества в области культуры и образования.
— Во время вашего визита ожидается подписание соглашения об условиях взаимных поездок граждан РФ и БиГ. Когда оно вступит в силу?
— Это соглашение предусматривает введение безвизового режима для граждан на пребывание до 30 дней и не предполагает каких-либо других требований, таких как наличие обратного билета, бронь в гостинице и тому подобное. Этот шаг откроет двери для предпринимателей обеих стран, которые смогут путешествовать без административных барьеров и развивать свой бизнес. Кроме того, мы ожидаем увеличение потока туристов и активизацию культурного сотрудничества.
Что касается Боснии и Герцеговины, то соглашение могло бы вступить в силу уже осенью, после завершения внутренних процедур, связанных с ратификацией.
— Как вы отметили, экономическое сотрудничество является одной из главных тем переговоров. Какое значение для Боснии и Герцеговины имеют российские инвестиции?
— Россия является одним из крупнейших инвесторов в нашу страну. К сентябрю 2012 года объем российских инвестиций достиг около 1,5 миллиардов боснийских марок (760 миллионов евро – ред.). Это означает, что Россия занимает третье место среди иностранных инвесторов в БиГ. В будущем мы ожидаем рост капиталовложений, что, безусловно, приведет к созданию новых рабочих мест.
Как и другие иностранные инвесторы, российские инвесторы в нашей стране, по сути, уравниваются в правах с местными предпринимателями. Они получают практически одинаковые права, а в первый год работы и дополнительные преимущества. Таким образом, российские инвесторы будут защищены от национализации и экспроприации или других мер, имеющих равнозначный эффект. И при этом они пользуются теми же правами собственности, что и граждане Боснии и Герцеговины, и не сталкиваются с ограничениями по инвестициям, что теперь гарантирует закон об иностранных капиталовложениях.
Отмечу, что хорошее сотрудничество в инвестиционной сфере у нас сложилось со "Сбербанком", "Зарубежнефтью" и "Нефтегазинкором". Например, "Зарубежнефть" и "Газпромнефть" совместно ведут в Боснии и Герцеговине разведку нефти и газа. С учетом этого положительного опыта мы ждем новых инвесторов из России.
— Как власти Боснии и Герцеговины относятся к проекту газопровода "Южный поток", от которого планируется сделать отвод в Республику Сербскую в составе БиГ?
— Стоит ли в скором времени ожидать урегулирования взаимных финансовых претензий между Боснией и Герцеговиной и Россией?
— Этот вопрос мы, безусловно, будем обсуждать с министром Лавровым. Речь идет о задолженности России перед БиГ в рамках клирингового долга, возникшего в период существования СФРЮ, и о боснийском долге за российский газ. Я ожидаю, что в этом году решение этого вопроса значительно ускорится.