МОСКВА, 30 мая — Р-Спорт, Анатолий Самохвалов, Вероника Столбунова. Столичный ПФК ЦСКА в среду отпраздновал завоевание золотых медалей чемпионата России вместе со своими болельщиками, с которыми они были как бы вместе, но, тем не менее, на расстоянии.
ЦСКА досрочно победил в чемпионате России 18 мая, сыграв вничью с краснодарской "Кубанью" — 0:0.
Чемпионов усадили в фирменном магазине среди стоек с майками и шортами и меж коробок с кроссовками при запахе резиновых подошв.
"Леонид Викторович (Слуцкий, главный тренер ПФК ЦСКА), когда футболисты будут общаться с прессой после матчей?", — для кого-то этот вопрос был актуальным на презентации команды-чемпионов, начавшейся на Красной Пресне между станцией метро "Улица тысяча девятьсот пятого года" и фирменным магазином… "Спартак".
Слуцкий отвечал по протоколу, но не банально. "Я уже неоднократно говорил на эту тему, что премьер-лига должна ввести регламентирующие нормы, которые обяжут футболистов общаться и тогда все будет нормально", — расставил точки над i главный тренер.
"Они сюда на фуршет пришли!", — бросил в адрес журналистов то ли с иронией, то ли со злобой давно абстрагировавшийся от прессы вратарь Игорь Акинфеев, державший кубок победителей той хозяйской хваткой, которой прижимает ребенок свой первый резиновый мяч, найденный рано утром под новогодней елкой.
Народу в бутике набилось прилично, проходы в нем то и дело расчищались воплями и руками организаторов. Было суетливо, но весело. Девушка из бульварного издания взяла микрофон, подошла поближе к постаменту с игроками и поделилась последними слухами. "Говорят, кубок ваш с петардой внутри…", — произнесла, улыбаясь, она. Слуцкий наклонился над чашей и петарды не увидел. Кто-то из армейцев, памятуя о том, что самая скандальная петарда была брошена по ходу матча в штрафную динамовского вратаря Антона Шунина из сектора фанатов петербургского "Зенита", парировал: "Вы, наверное, из Питера, да?". Всю оставшуюся часть пресс-конференции девушке намекали на ее "сине-бело-голубую" принадлежность, на что та лишь отнекивалась. "Нет, не из какого не из Питера, а ваша болельщица!". Режущий голосок тонул в игроцком гоготе, а спустя какое-то время Василий Березуцкий бросал в прелестную мяч со своим автографом, приговаривая: "Лови, питерская!".
Один из журналистов, задумавшись об опасности долгого празднования победы, предостерег серьезным вопросом на тему скорого финала Кубка России с махачкалинским "Анжи", который состоится 1 июня в Грозном. "Посмотрим, что об этом говорить…, — заявил Слуцкий. — В любом, случае сегодня мы говорим о чемпионстве, а первого числа поговорим о финале Кубка".
Крсно-синий теплоход (взгляд с коробля)
Пока болельщики ЦСКА ждали свою любимую команду на набережной около "Лужников", армейцы на теплоходе вместе с главным трофеем чемпионата России плыли по Москва-реке.
Круиз начался на набережной Тараса Шевченко. На теплоходе футболисты расселись компаниями: российские игроки, в основном, сидели друг с другом, а иностранцы друг с другом, но, несмотря на это, встречаясь, футболисты обменивались шутками, громко смеялись и с радостью фотографировались, причем и друг с другом, и со всеми желающими. Путь до Лужников можно назвать трапезным. На всем его протяжении футболисты подходили к огромному шведскому столу, возвращались на свои места и… ели. Несмотря на радость вокруг, японский полузащитник армейцев Кэйсукэ Хонда все мероприятие просидел с чрезвычайно грустным лицом. В этот же день он на пресс-конференции заявил журналистам, что с нетерпением ждет кубковой игры в Грозном и долгожданной поездки домой. Видимо, тоска по родине и вправду сильнейшим образом одолела футболиста.
Когда команда подплыла к болельщикам, которых на берегу было несколько тысяч, выяснилось, что теплоход из-за технических сложностей не может пришвартоваться к набережной, поэтому придется остановиться посредине Москва-реки и общаться с поклонниками через микрофон. На верхней палубе царил настоящий праздник: футболисты с радостью передавали из рук в руки микрофон и приветствовали своих болельщиков. Стоит отметить, что легионеры приветствовали болельщиков на русском языке, но затем продолжали свою речь на родном. По задумке футболисты должны были пинать подписанные мячи болельщикам, но ни одна попытка так и не увенчалась успехом.
Руководство ЦСКА нашло выход из сложившейся ситуации: с берега приплыл спасательный катер, и группами "по четыре" футболисты переправлялись на берег к болельщикам. Первооткрывателями стали Василий Березуцкий, Игорь Акинфеев, Понтус Вернблум и Павел Мамаев. Футболистов не остановила толпа фанатов, и вслед за Березуцким любимцы публики последовали прямиком к толпе. Таким образом, болельщики дождались каждого, а затем насладились зрелищным салютом.
Когда все вернулись на борт судна, теплоход развернулся и последовал обратно к гостинице "Украина". На удивление к возвращению теплохода футболистов ждало всего порядка 10-15 человек.
Номер двенадцатый (взгляд с набережной)
Игрок под номером 12 или "самые лучшие болельщики в мире", как заученно прокрикивает диктор на каждой армейской игре, столпились на Лужнецкой набережной с файерами, кричалками и желанием повидаться, почувствовать и ощутить тех, за кого они весь этот золотой сезон напрягали горло, дрались в подворотнях и сидели в полицейских участках. Триумфаторы же, перебазировавшиеся из бутика на экскурсионный корабль, приветствовали фанатов, дрейфуя на середине Москва-реки, словно и не собираясь пришвартоваться к берегу. Те, кто стоял у самого причала, был занят привычной работой. Скандировал и дымил ракетницами. "Игорь, Игорь Акинфеев, хэй, хэй!", — реагировали Red Blue Warriors на появление голкипера. Когда на импровизированной, уложенной на палубе красной дорожке, что с набережной проглядывалась в театральный бинокль, появился Алан Дзагоев, толпа подхватила: "раз-два-три, "Зенитушка"…".
"Семейный сектор" чуть поодаль, чувствуя, что единения в общем праздновании, что позиционировалось организаторами, не наблюдается, брюзжал. "Как так можно? Они не подойдут к нам", — кричал муж жене. "Ты думаешь, они не хотят? Хотят! Еще как хотят! Это все организаторы", — досадовала жена.
Болельщики плевались в сторону, но неизменно заканчивали тирады по принципу: "А барин-то хороший". Поэтому праздник, напоминавший день рождения тещи, когда все вроде бы вместе, но мужики в курилке, заканчивался жизнеутверждающим: "Мы чемпионы!".
Потом чемпионы все-таки встретились с поклонниками, потом они распрощались, и каждый вновь проследовал своим путем. Армейцы — вип-транспортом, фанаты — пешком к метро, где их поджидала… толпа хулиганов из числа спартаковского суппорта.
Полиция и ОМОН сработали оперативно, не дав разгореться массовой драке, внутри которой неминуемо оказались бы женщины и дети. Завершалось мероприятие хриплым голосом стража порядка в рацию: "Вы где? Их здесь сотни, а нас один отряд ОМОНа и мы (полицейские местного отдела) втроем…". Крови, правда, избежать удалось, гнев на себя приняли плафоны станции метро "Спортивная". 14 июля стартует очередной чемпионат России.