Наталия Григорьева
Новый фильм Ксавье Долана "И все же Лоранс", в прошлом году показанный на Каннском кинофестивале, выходит в российский прокат. Для 23-летнего канадского режиссера это уже третья полнометражная картина и первая, где он сам не появляется в кадре - главные роли в картине исполнили Мельвиль Пупо и Сюзанн Клеман.
Впрочем, не то чтобы совсем не появляется: самые внимательные заметят-таки мелькнувшего на долю секунды на экране Долана - лицо из толпы в массовой сцене. Остальные не могут не почувствовать незримого присутствия автора на протяжении всего фильма. И это несмотря на то, что в этот раз картина рассказывает историю не ровесников, а старшего поколения, не автобиографическую, а просто биографическую - оказывается, все это и правда случилось однажды в Канаде.
1989 год. Лоранс (Пупо) - преподаватель литературы и одаренный поэт, его девушка Фредерик, она же Фред (Клеман) - помощник режиссера с ярко-рыжими волосами и выбритыми висками. Вместе они катаются на машине, сочиняют стихи и составляют бесконечный "список вещей, которые уменьшают удовольствие". В день своего 35-летия Лоранс объявляет, что хочет стать женщиной. Непонятый коллегами и родителями, он ждет поддержки со стороны любимой - у Фредерик на то, чтобы принять решение, уходит 10 лет или два часа экранного времени.
И всё же Лоранс from P&I Films on Vimeo.
Прочитав синопсис, нетрудно вообразить остросоциальный фильм о проблемах транссексуалов - и это действительно одна из важных и далеко не последняя тема, волнующая режиссера. Отсюда и увольнение героя, и отношения с матерью, которая всю жизнь меж сыном и мужем, как меж двух огней, и побои, и странные знакомства с маргиналами всех мастей, которые заменяют Лорансу всех необходимых людей - он и сам теперь один из них. Неслучайно начинается картина с длинного плана, во время которого мы со спины видим идущую по улице женщину - это Лоранс, на дворе 1999 год, а люди по-прежнему не стесняясь глазеют и отшатываются.
Но это, безусловно, фон для истории любви, большой и, увы, по-долановски невозможной. Впрочем, глядя на фильм в целом и на игру актеров, невольно задумаешься, не их ли в том заслуга - уж больно выпуклым и трагическим в деталях вышел у Пупо и Клеман рассказ о Лорансе и Фред. Неизменно подмигивающий и ухмыляющийся он, с серьгой-пером в ухе и "50 оттенками" боли и страха в глазах. И она, как львица защищающая своего мужчину от всего остального мира и одновременно напуганная им, отталкивающая его - превращающегося в женщину. И если актерская игра возносит картину на уровень высокой драмы, то сами образы и мир, в котором им приходится жить - и на визуальном, внешнем, и на смысловом уровне - выдает в режиссере того самого одаренного эстета, снимающего фильмы о себе и других 20-летних. А увеличение возраста героев на 10 лет не более, чем формальность: они любят наряжаться и ходить на костюмированные вечеринки, на одной из которых как раз и мелькает весьма уместно сам Долан. Они по-юношески одержимы всем: литературой, музыкой и друг другом, так, что можно бросить ребенка и убежать на остров с фотографии. Потому что этого ребенка, как говорится, еще и в планах нет.
Примечательно, что "переодевая" своих привычных персонажей в одежду на размер побольше, Долан выхода для них так и не видит - зато так или иначе видит свет в конце тоннеля и разрешение, если не любовной драмы, то социального конфликта. Причем, какая ирония, руками теперь уже действительно своих ровесников, учеников Лоранса, которые спрашиваю о домашнем задании, а не о том, почему учитель пришел в платье.