Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
29 мая исполняется 60 лет со дня рождения Александра Абдулова — актера, чья личность была столь же ярка, феерична и многогранна, как его многочисленные роли в кино и театре.
Александр Абдулов родился в рафинированной театральной семье, про таких детей говорят: "рос за кулисами". Отец его, Гавриил Данилович, основал первый в Фергане русский Драматический театр, его мама работала там же. Свою первую роль Александр получил в 5 лет, а потом подрабатывал в театре у отца рабочим сцены. Казалось бы, иного пути у него и быть не могло. Да еще и с такой внешностью.
Но поначалу музыка и спорт увлекали молодого Абдулова куда больше, чем театр и кино. Да и Фергана вспоминает детские годы своего знаменитого земляка не сказать чтоб в розовых тонах — этот мальчик из хорошей семьи был заводилой всяких хулиганств и уличных безобразий.
Однако гены и талант взяли свое — со второго раза Александр поступил в театральный, в ГИТИС. Уже в дипломном спектакле его заприметил Марк Захаров и сразу пригласил к себе. С 1974 года и вплоть до самых последних дней своей жизни Абдулов играл на сцене Ленкома.
В 1978 году Захаров дал восходящей звезде главную роль в фильме "Обыкновенное чудо". И теперь уже вся страна полюбила нежного Медведя. И даже самые черствые зрители утерли слезу, когда на вопрос Волшебника: "А что сделал ты из-за любви к девушке?", этот высокий блондин ответил: "Я отказался от нее".
Александр Абдулов сыграл в кино более 80 ролей — комических и трагических, главных и второстепенных. Он играл пламенных влюбленных и прожженных циников, киллеров и рыцарей, неудачников и бесстрашных героев.
Абдулов был одним из самых красивых советских артистов, а с первой женой, красавицей Ириной Алферовой, они вообще казались нездешней парой. Но эффектная внешность никогда не мешала ему (как это часто бывает) играть интересные роли.
Одна из последних — Коровьев в сериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" (2005) показала и без того многопланового актера совсем с неожиданной стороны. "Из-за таких ролей я стал заниматься профессией артиста", — говорил он в интервью.
А поклонники театрального таланта Абдулова наверняка запомнили его в спектакле "Затменье" по роману "Пролетая над гнездом кукушки" (2005), где Абдулов сыграл Макмерфи. Казалось бы, что можно добавить к образу, созданному Джеком Николсоном? Но это был удивительный Макмерфи. Режиссер Александр Морфов, приглашенный для постановки в Ленком, сразу сказал актеру: "Я не хочу, чтобы ты играл, я хочу, чтоб на сцене ты был самим собой".
В реальной жизни Александр Абдулов был так же фееричен, как и в профессии. И его было так же много, его амплуа было столь же необъятно.
Для начальства — это вечный бунтарь, крайне неудобный персонаж, от которого столько неприятностей. Друзья и коллеги вспоминают его как совершенно безудержного и в то же время невероятно надежного человека.
Все в один голос говорят, что Абдулов был талантливейшим организатором, он фонтанировал разными идеями и проектами. И умел добиться своего — иногда самым неожиданным способом. В 1992 году, став президентом ММКФ, он буквально из небытия возродил Московский Международный кинофестиваль. Причем действовал как гениальный стратег — первым делом обратился к Юрию Лужкову с предложением внести в список соучредителей фестиваля и правительство Москвы.
Умел управляться не только с чиновниками, но и с братьями-артистами, и с музыкантами — что иной раз еще сложнее. Александр Абдулов был инициатором и организатором театрального благотворительного фестиваля "Задворки".
При том, что Абдулов был талантлив и невероятно трудолюбив, удачлив и бешено популярен, его творческая биография кажется незавершенной. Будто какая-то очень важная ее глава была не дописана. Или не сыграна. Какая именно — мы уже не узнаем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции