Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чудеса и чародеи: 10 ролей Александра Абдулова

Читать ria.ru в
Александр Абдулов был не из тех, кто годами ждет "той самой роли". Главным он считал труд:актер не может отказываться от ролей, ведь, как любой профессионал, теряет навык. Результат – более сотни работ в кино, почти два десятка - на сцене "Ленкома", из которых не так просто выбрать самые-самые... В честь 60-летия со дня рождения актера проект Weekend РИА Новости вспоминает главные кино- и театральные работы актера.

Александр Абдулов был не из тех, кто годами ждет "той самой роли". Главным он считал труд: актер не может отказываться от ролей, ведь, как любой профессионал, теряет навык. Результат – более сотни работ в кино, почти два десятка - на сцене "Ленкома", из которых не так просто выбрать самые-самые... В честь 60-летия со дня рождения актера проект Weekend РИА Новости вспоминает главные кино- и театральные работы актера.

Хоакин в спектакле "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"

Одна из первых советских рок-опер в постановке Марка Захарова шла в "Ленкоме" целых 17 лет – с 1976 по 1993 год. Спектакль был основан на произведении чилийского поэта Пабло Неруды "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты", переведенном Павлом Грушко, музыку написал Алексей Рыбников. Главный герой – чилийский Робин Гуд, легендарная фигура времен калифорнийской золотой лихорадки 1850-х годов Хоакин Мурьета приезжает в Калифорнию в поисках богатства. Местные рейнджеры убивают жену Мурьеты, после чего отомстить нечистым на руку белым гринго становится для благородного разбойника делом чести. Постановка с Александром Абдуловым в главной роли стала по-настоящему культовой и побила все рекорды посещаемости.

© РИА Новости, Виталий Арутюнов
Сцена из спектакля "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" Театра им.Ленкома

"У Мейерхольда есть такое высказывание: если критика ругает спектакль, это еще не значит, что спектакль не удался, - вспоминал Абдулов. -  А если все хвалят, то это не обязательно, что спектакль получился хорошим. Но если вокруг него разгораются жаркие споры — это бесспорное свидетельство того, что работа относится к разряду талантливых. Его слова применимы и к постановкам всех рок-опер в нашем театре, спор о которых не утихает до сих пор. В рок-опере "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" изумительная поэзия Пабло Неруды, прекрасное либретто Павла Грушко, великолепная музыка Алексея Рыбникова и режиссерский талант Марка Захарова, соединившись вместе, позволили создать спектакль искренний, страстный, волнующий, заражающий зрителей своей энергией и идеями"

Медведь в фильме "Обыкновенное чудо"

Экранизация сказки  Евгения Шварца вышла на экраны в 1978 году и сделала Александра Абдулова знаменитым на всю страну. В фильме Абдулов играет заколдованного персонажа – Медведя, который влюбляется в принцессу. Поцелуй принцессы, по сюжету, должен превратить его из человека обратно в животное, но настоящая любовь, как доказывает этот фильм, может творить чудеса. "После "Обыкновенного чуда" женщины просто потеряли от Саши голову. Поклонницы часами стояли у служебного входа "Ленкома", чтобы увидеть своего кумира, дотронуться до него, - вспоминала бывшая жена актера Ирина Алферова. - <…> Саша, конечно же, был от всего этого не в восторге, но ничего поделать не мог, говорил: "Это издержки профессии. На что мне обижаться, я сам хотел славы". На съемках актеру очень пригодились его спортивные навыки: Абдулов  был мастером спорта по фехтованию и прекрасно держался в седле. 

© РИА Новости, Л. Луппов
Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"

"Я не делю сыгранные роли на "этапные" и "проходные". Все они — будь то Медведь в "Обыкновенном чуде" или адвокат Рамкопф в фильме "Тот самый Мюнхгаузен", Митя в картине "С любимыми не расставайтесь" или десятки иных ролей, сыгранных и на подмостках нашего театра, и в кино, — мне дороги", - признавался Александр Абдулов.

Рампкопф в фильме "Тот самый Мюнхгаузен"

Музыкальная трагикомедия, придуманная Марком Захаровым и Григорием Гориным на основе книги Распе, стала счастливым билетом и для исполнителя роли барона Олега Янковского, и для Александра Абдулова, сыгравшего адвоката Рампкопфа, и для других актеров. На роль Рамкопфа пробовался также актер МХАТа Сергей Колесников, но на худсовете большинством голосов выбрали Абдулова: не в последнюю очередь из-за успеха его предыдущего фильма. Съемки фильма проходили с приключениями: сначала Александр Абдулов сломал палец, решив померяться силой с немецким каскадером, потом повредил себе ногу, прыгнув с четырехметрового забора без дублера.

© Мосфильм
Александр Абдулов и Инна Чурикова в фильме "Тот самый Мюнхгаузен"

"Все свои киноработы я люблю. Все. Даже не очень удачные. Это моя кровь, мои нервы. В каждую вложено время, кусочек сердца, и я готов нести ответ за каждую из них…", - говорил Абдулов.

Митя в фильме "С любимыми не расставайтесь"

Пронзительная драма о недоверии, гордости, ревности между влюбленными, снятая по пьесе Александра Володина, вышла в самый разгар романа Александра Абдулова с Ириной Алферовой. Многие зрители ассоциировали пару Абдулова и Алферовой с их героями.

© Киностудия им. М.Горького
Кадр из фильма "С любимыми не расставайтесь"

"Сценарий, написанный Александром Володиным, предполагал соединение в моем герое характерных черт сегодняшних молодых людей от девятнадцати до тридцати лет. В то же время он, мой герой, должен был стать очень конкретным, узнаваемым. В жизни таких, как Митя, много, и в то же время он, конечно же, не списан непосредственно с натуры, это придуманный персонаж", - объяснял актер.

Иван Пухов в фильме "Чародеи"

Просмотр комедии "Чародеи" - одна из любимых новогодних традиций нашей страны. Двухсерийный фильм снят по сценарию братьев Стругацких. Действие этой музыкальной сказки про Иванушку и его возлюбленную Аленушку, заколдованную злой ведьмой, перенесено в наши дни. Персонаж Абдулова, настройщик роялей Иван должен успеть расколдовать свою невесту до Нового года, но из-за козней вероломного соперника счастье влюбленных оказывается под угрозой. Иван в исполнении Абдулова щеголяет в модном белом костюме (фраза "Главное, чтобы костюмчик сидел" после выхода фильма стала крылатой), учится проходить сквозь стены и поет свою коронную серенаду "Представь себе весь этот мир".  На момент съемок Александр Абдулов был занят еще в четырех проектах, поэтому команде "Чародеев" приходилось подстраиваться под расписание актера: сцены с его участием снимали только ночью. Актриса Анна Ашимова, которой на момент съемок было всего 8 лет, рассказывала, что Абдулов всегда веселил съемочную группу в трудные моменты. "Все устанут, вымотаются, а он начинает рассказывать какие-то байки с хохлацким говором или анекдоты с грузинским акцентом. Народ похохочет, расслабится и опять за работу", - рассказывала она.

© "Одесская киностудия"
Кадр из фильма "Чародеи"

"Я вообще не знаю, когда спал Абдулов, — рассказывала второй режиссер картины Юлия Константинова. — При этом, что удивительно, усталость совершенно не отражалась на его лице, он был неутомим. Помню, однажды позвонил мне домой в один из редких выходных дней и говорит: "Юль, ты представляешь, сегодня на всех пяти фильмах нет съемок, я целые сутки свободен. Что мне делать?" У него выпал один свободный день, и он не знал, чем себя занять!"

Жакоб в фильме "Формула любви"

Александру Абдулову далеко не всегда доставались главные роли, но даже второстепенные персонажи в его исполнении запоминаются навсегда. Таков, например, Жакоб – кудрявый кучер графа Калиостро, который поет знаменитую песню "Уно моменто", ставшую визитной карточкой фильма. 

© Мосфильм
Кадр из фильма "Формула любви"

"Очень забавные истории происходят со мной до сих пор благодаря песне Геннадия Гладкова "Уно моменто", из фильма "Формула любви". Кстати сказать, "слова" этой песни придумал Марк Захаров. Мы, Семен Фарада и я, никак не рассчитывали на такой прямо-таки шквальный успех… Теперь, если меня останавливают инспекторы ГАИ, то, не заглядывая в документы, узнают: "А-а… "уно моменто"…", - рассказывал Абдулов.

Ланцелот в фильме "Убить дракона"

В 1988 году Марк Захаров снял фильм по пьесе Евгения Шварца, колторая больше 40 лет находилась под запретом по цензурным соображениям.  В этом философском фильме-притче Александр Абдулов снялся в роли рыцаря Ланцелота, убивающего дракона - как выясняется, зря. Город, привыкший к диктатуре Дракона, не может жить без указки сверху и выбирает для себя новых правителей: "Это не народ. Это хуже. Это лучшие люди города". Ланцелот покидает город и в одной из сцен произносит пламенную речь о том, что каждый человек должен убить дракона в своей душе. На одном из кинофестивалей Абдулов получил приз как лучший каскадер за трюк в фильме "Убить дракона". 

© РИА Новости
Кадр из фильма "Убить дракона"

Актер с улыбкой вспоминал о  съемках: "Меня поднимали краном за ноги на высоту сорок пять метров. На съемках присутствовал один немецкий продюсер. Марк Захаров спросил его, сколько бы тот заплатил за такой трюк немецкому актеру. Тот ответил без колебаний — тридцать тысяч марок. А я получал только суточные. Когда узнал об этом, долго не мог опомниться, все воображал, что бы я купил на такие сумасшедшие деньги".

Коровьев в фильме "Мастер и Маргарита"

В 2006 году в свет вышел телефильм Владимира Бортко "Мастер и Маргарита", в котором Александр Абдулов исполнил роль Коровьева. По словам самого актера, он согласился на эту роль "с четвертого подхода". Сначала роль Коровьева Абдулову предложил Юрий Кара (режиссер тоже снимал фильм по роману Булгакова), но получил отказ. Затем с таким же предложением к актеру обратились Элем Климов и Владимир Бортко. Но проект Климова закрылся по финансовым причинам, а съемки фильма Бортко были отложены на целых четыре года. 

© Госкино / РТР-Фильм
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Александр Абдулов так отзывался об этой роли: "Да, я - идеальный Коровьев! Это просто сто-, миллионнопроцентно моя роль. Коровьев - чародей, маг, виртуоз, профессионал... Такое в нем невероятное количество есть чего играть! И придумывать ничего не надо: за тебя все автор сочинил. А финал!.. Коровьев - мотор, мозги, юмор всей команды Воланда".

Алексей Иванович в спектакле "Варвар и еретик"

Эту роль в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского "Игрок" Александр Абдулов считал самой значительной в своей театральной карьере. Она была близка актеру отчасти потому, что сам он был азартным игроком и не раз проигрывал большие суммы в казино.  За роль в спектакле Абдулов был удостоен премии Фонда К.С.Станиславского и "Хрустальной Турандот", а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евгения Леонова.  Марк Захаров вспоминал об этой работе Александра Абдулова: "Он играл с такой заразительной энергетикой, просто завораживал своим лицедейским мастерством, подкрепленным очень глубоким нутром".

© Ленком
Сцена из спектакля "Варвар и еретик"

"У Чехова сказано о писателе, который, стоя у постели умирающего, страдает и в то же время наблюдает за своим страданием — то же самое и у актера, - писал Абдулов. - Думаю, что актер даже более наблюдателен, чем писатель, потому что он детали должен ловить. Может, мне опыт игрока и пригодился, но вообще-то это другая история. Это же не рассказ о казино, а история падения и возрождения. У меня долгое время не получалась эта роль (роль Алексея Ивановича в спектакле "Варвар и еретик"), и я дико переживал, дергался, был в чудовищном настроении. Но потом что-то произошло. <...> Ценнее всего то, что моя мама смотрела спектакль и плакала. Ей очень понравилось, и это для меня самая большая награда…"

Макмерфи в спектакле "Затмение (Пролетая над гнездом кукушки)"

Одна из последних ролей Александра Абдулова – постановка по культовому произведению Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом", в которой Абдулов выступил в качестве режиссера и исполнителя главной роли. В середине 60-х годов прошлого века Милош Форман снял в Голливуде фильм с Джеком Николсоном. В одном из интервью Абдулов признавался, что когда посмотрел эту ленту, решил уйти из профессии – настолько актер был потрясен работой Николсона. Поэтому постановка в "Ленкоме" стала для Абдулова своеобразным "ответом Голливуду".

© предоставлено театром "Ленком"
Сцена из спектакля "Затмение. Пролетая над гнездом кукушки"

Ольга Егошина, "Новые известия": В роли Макмэрфи Александр Абдулов демонстрирует тот актерский пилотаж, когда самый крутой штопор роли кажется оправданным и позволенным. Он небрежно делится с Макмэрфи и собственным, фирменным "абдуловским" обаянием, и тем куражом актера в его звездный час, который явно переживает и сам актер, и его герой.

Марина Давыдова, "Известия": "Не скажу, что Александр Абдулов сыграл Макмерфи ярче Николсона, но он сыграл глубже. Он сделал почти невозможное - заставил поверить в абсолютную правоту своего героя. <…> Прекрасный русский артист противопоставил душевному затмению героев не страсть к самоутверждению, а ясный и просветленный ум. Он обнаружил в своем Макмерфи то, что выше свободы воли, – силу духа. Кто бы мог подумать, что роман Кена Кизи написан об этом".

Подготовила Елена Костомарова

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала