МОСКВА, 28 мая – РИА Новости. В Омской области реализуются проекты по подготовке кадров, начиная с общеобразовательных учреждений, сообщил во вторник на заседании комитета СФ по науке, образованию, культуре и информполитике министр образования Омской области Сергей Алексеев. Заседание комитета прошло в рамках дней региона в верхней палате.
Как отметил первый зампредседателя комитета СФ Виктор Косоуров, проблема обеспечения экономики России квалифицированными профессионалами стоит в последние годы довольно остро. Их нехватка ощущается не только на производстве, но и в социальной сфере, а также в туризме и на транспорте. Сенатор подчеркнул, что система подготовки кадров нуждается в совершенствовании. "Без этого не возможен инновационный прорыв, развитие сферы высоких технологий", — отметил он.
Парламентарий напомнил, что президент РФ Владимир Путин поставил задачу создать 25 миллионов рабочих мест к 2025 году. Работа в этом направлении уже ведется, сказал Косоуров. По словам сенатора, задача создания рабочих мест должна решаться параллельно с задачей по подготовке кадров соответствующего качества, что требует повышения эффективности работы системы образования.
Алексеев в свою очередь отметил, что стимулом к усилению сотрудничества образовательных учреждений и предприятий промышленности является развитие производственных кластеров.
В Омской области, сообщил министр, реализуется проект по научно-кадровому обеспечению "Парк", в рамках которого создаются новые производства и ведется подготовка высококвалифицированных специалистов.
Он также добавил, что с 2012 года в Омской области реализуется профориентационный проект "Экономика региона в руках молодого поколения", направленный на подготовку молодых специалистов для предприятий региона по принципу "со школьной скамьи до рабочего места". В 2013 году в результате комплексной диагностики в режиме онлайн более 14 тысяч старшеклассников получают рекомендации по выбору профиля обучения в соответствии с его способностями, возможностями и индивидуальными личностными качествами.
С сентября 2013 года начнут работу региональные профильные группы, в которые войдут обучающиеся 10-х классов, имеющие высокую мотивацию к освоению программ социально-экономического, аграрно-технологического, инженерно-технологического и педагогического профилей. "Обучение будет проходить в формате сетевого взаимодействия учреждений общего и профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий", — сказал глава регионального ведомства.
В качестве механизма модернизации системы профобразования Алексеев предложил концепцию образовательных кластеров, охватывающих отраслевые направления материального производства, транспорта и социальной сферы, которую уже начали реализовывать в Омской области. "Появление реальных заказчиков кадров в лице крупных предприятий, корпораций или территориальных объединений предприятий, которые будут сами участвовать в подготовке необходимых кадров, – основное условие для формирования образовательных кластеров", — добавил он.
По словам министра, в состав кластера войдут образовательные учреждения, реализующие программы среднего, высшего и послевузовского образования и переподготовки, многофункциональные центры прикладных квалификаций, учебные центры предприятий, общеобразовательные школы и базовые предприятия, которые выступают заказчиками на подготовку кадров. Важное место в образовательном кластере будет отведено системе профессиональной ориентации и психологической поддержке. Вузу в образовательном кластере отводиться роль объединяющего координирующего центра обеспечивающего внедрение инноваций в образовательный процесс.
Статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк дала положительную оценку представленному опыту Омской области и рекомендовала другим регионам активно развивать систему образовательных кластеров в рамках модернизации системы профессионального образования.