Среди всех актрис, в разные годы воплотивших образ хичкоковской блондинки, особняком стоит Грейс Келли – ее, чуть ли не единственную, великий Хич не изводил бесконечными дублями и подчас жестокими экспериментами, с помощью которых пытался добиться воплощения своих безумных идей от других актрис. Многие эксперты до сих пор называют Келли любимой актрисой короля ужасов, его идеальной блондинкой, "вулканом, присыпанным снегом", как говорил о ней сам режиссер.
Путь в киноиндустрию, о которой с детства мечтала дочь промышленника и фотомодели, лежал для Келли через съемки в рекламе и бродвейские постановки, после которых 22-летнюю девушку пригласили на эпизодическую роль в фильме "14 часов". Следующая картина – "Ровно в полдень" - стала для Келли судьбоносной: именно здесь юную актрису впервые увидел Альфред Хичкок, у которого актриса сыграла самые яркие роли своей непродолжительной карьеры.
"Идеальная женщина-загадка — это блондинка, утончённая, нордического типа… Мне никогда не нравились женщины, которые беззастенчиво демонстрируют свои прелести", - объяснил режиссер выбор главной героини для фильма "В случае убийства набирайте М". Утвердив актрису, Хичкок начал детально разрабатывать ее имидж, продумывая все – от манер до фасона платьев и особенностей характера. "В случае убийства набирайте М" - один из самых театральных фильмов мастера саспенса, практически все действие которого разворачивается в одной квартире. Картину о неудавшемся идеальном преступлении режиссер и обставил по-театральному: декорации будто нагнетают тяжелую атмосферу, заставляя зрителя предчувствовать что-то страшное. "Хичкок снимал сцены убийства так, как будто то были любовные сцены, а любовные сцены — как убийства", - писал Франсуа Трюффо, главным образом имея в виду знаменитую сцену из "В случае убийства набирайте М", попавшую и на плакат картины.
После первой совместной работы с королем ужасов Грейс Келли предложили сыграть вместе с Марлоном Брандо в фильме "В порту", однако ставшая невероятно популярной актриса отказалась, "отдав" роль Эве-Мари Сейнт, получившей за нее "Оскара" (и, кстати, также побывавшей в роли хичкоковской блондинки). Келли, впрочем, вряд ли жалела об упущенной возможности – заманчивым предложением она пренебрегла ради нового дуэта с Хичкоком – фильма "Окно во двор".
По мнению многих киноведов, в "Окне во двор" образ хичкоковской блондинки сформировался окончательно – именно такой и представлял ее Хичкок, такой образ пытался создать многие годы. Главное, что хотел передать режиссер и что, по его собственному убеждению, нашел в Грейс – внешняя холодность, за которой скрыты кипящие страсти. Такой перед зрителями предстала Лиза Фремонт – очаровательная безупречно одетая аристократка, влюбленная в военного фотографа Эл Би Джеффриза в исполнении Джеймса Стюарта. "Она слишком совершенна. Слишком талантлива. Слишком красива. Слишком изысканна. Она вся "слишком", и она - именно то, чего все так хотят", - отзывался о партнерше Джеймс Стюарт. Действительно, в этом фильме Грейс Келли буквально воплотила собой совершенство – в холостяцкой заставленной квартире Джеффриза ее героиня выглядит, словно роскошный цветок среди сорняков и, разумеется, приковывает к себе все внимание. Во время съемок Хич дотошно исследовал каждую деталь костюма актрисы, придираясь к лишним, на его взгляд, складкам и неровностям, пытаясь при этом не обидеть саму Грейс – что не то что редкость, а, пожалуй, исключение в общении Хичкока на площадке. "Временами он доводил актеров до изнеможения", - рассказывала позже Грейс Келли. Эти слова, однако, никак не относились к ней самой: со своей любимой актрисой суровый Хич становился совсем другим - шутил, льстил, заигрывал, давая ей почувствовать себя центром Вселенной – и именно так всегда добивался желаемого.
Третьим и последним совместным фильмом Хичкока и его любимой блондинки стал "Поймать вора", во время съемок которого Грейс Келли познакомилась с князем Монако Ренье III, за которого спустя год и вышла замуж, навсегда покинув Голливуд. Ее уход из кино расстроил режиссера, который в своих следующих фильмах "Головокружение" и "Марни" изо всех сил пытался воссоздать образ, воплощенный Келли.
10 фильмов Альфреда Хичкока, которые стоит пересмотреть >>
В 1965 году, после рождения младшей дочери Грейс Келли и князя Ренье III Хичкок все-таки предложил своей музе роль в новом фильме. Сняться у любимого режиссера хотела и сама Грейс, однако при ее статусе это оказалось невозможным.
"Видите ли, актёры в США могут разделять свою общественную, публичную жизнь и жизнь личную. Здесь, в Монако, будучи женой принца Ренье, я могу играть только одну роль... Быть его принцессой", - так позже Грейс Келли объясняла свой отказ.
Биографы Хичкока и киноведы иногда отмечают, что Грейс Келли, будучи любимой актрисой режиссера, одновременно сильнее всех его и задела. "Почему они все время меня предают?" - эта фраза, вошедшая в байопик "Хичкок" Саши Джерваси, в первую очередь можно отнести к Грейс Келли – не в том смысле, что актриса предала своего режиссера, а в том, что ее уход ранил его больше остальных.
Наряду с одержимостью Хичкока своими блондинками общим местом в текстах о режиссере стало и его недоброе отношение к женщинам. В самом обширном и известном сборнике интервью великого Хича – книге "Хичкок/Трюффо" - он довольно часто упоминает своих актрис – но часто делает это с нескрываемой враждебностью, в лучшем случае – нейтрально. Доброго слова не заслужила даже общепризнанная муза Хичкока Грейс Келли, навсегда оставшаяся в памяти зрителей его идеальной блондинкой.
Подготовила Белла Адцеева
Продолжение следует...