Владимир Добровольский, РИА Новости.
Французский писатель Доминик Веннер застрелился во вторник днем в Соборе Парижской Богоматери на глазах у нескольких сотен туристов и верующих. В предсмертной записке он назвал самоубийство бунтом против вытеснения французов иммигрантами в их родной стране. Пожилой эссеист покончил с собой за несколько дней до демонстрации против разрешения однополых браков, ярым противником которых он был.
Сам 87-летний писатель не подсказал, чей пример подвиг его свести счеты с жизнью во имя поруганного политического идеала. "Не думаю, что его самоубийство можно связать с делом о (гомосексуальных браках), это выходит далеко за его пределы", — сказал издатель Веннера Пьер-Гийом де Ру. По его словам, роковой перформанс является политическим и сближает писателя с японским автором Юкио Мисимой, покончившим с собой в 1970 году.
Кого же он хотел "пробудить от летаргического сна" и удастся ли ему изменить ход французской политики?
О чем это было?
В день смерти Веннер опубликовал в своем блоге полную негодования статью. "Позорный закон, хотя он и был принят, всегда можно отменить", — написал он о гомосексуальных браках, немедленно связав актуальную тему с болезненной: "Только услышал слова алжирского блогера: "В любом случае, через 15 лет исламисты придут к власти во Франции и отменят этот закон".
Однополые браки явно не были главной "занозой" Веннера — его убеждения 40 лет страдали от действий "всех политик и партий, кроме "Национального фронта"", всеми силами ввозивших в страну выходцев из Северной Африки. Выход из тупика писателю виделся в "новых действиях, громких и символичных", призванных "пробудить память о наших истоках". Не исключено, что эту память Веннер решил воскресить самоубийством. Но единомышленников к роковым перформансам писатель не призывал.
Кстати, засилие исламистов в стране критики связывают не только с иммиграцией, но и с активным привлечением в страну арабских капиталов. Полемика об этом эпизодически возникала во время президентской кампании во Франции в 2012 году, но осталась за рамками дебатов основных кандидатов. Кандидат-неудачник Жак Шеминад, набравший 0,25% голосов, обличал в телеэфире футбольный клуб "Пари-Сен-Катар" — так он назвал "Пари-Сен-Жармен", купленный катарскими инвесторами, а также скупку роскошных французских гостиниц богачами из монархий Персидского залива.
Чей он герой?
Около сотни правых активистов во вторник вечером почтили память своего героя, собравшись на площади перед Собором Парижской Богоматери и возложив цветы к конной статуе первого французского императора Карла Великого.
Число симпатизирующих, несомненно, выше. Французы по негласной традиции не спешат публично поддерживать крайне правых: немногие открыто говорили о своем желании голосовать за Ле Пен на выборах президента в 2012 году, что не помешало лидеру националистов занять третье место с 17,9% в первом туре голосования. Однако, помимо борьбы с иммигрантами, для крайне правых важны такие традиционные для французского общества ценности, как семья и католицизм. И действия оставившего семью самоубийцы в главном католическом храме страны вряд ли вызвали однозначное одобрение большинства сторонников "Национального фронта".
Почему Нотр-Дам?
"Я выбрал высоко символичное место, которым я восхищаюсь и которое уважаю", — написал Веннер перед самоубийством своему другу, историку Африки Бернару Люгану. Собор Парижской Богоматери — несомненно, сокровищница традиционных ценностей католической цивилизации.
Но трудно назвать логичной попытку защитить эти интересы, осквернив святое место, где хранится Терновый Венец Иисуса Христа. Писатель застрелился прямо перед алтарем, и, как сообщили сами священники, немедленно после самоубийства прошла служба для восстановления святости поруганного храма.
Все же выбор места трудно назвать неудачным, поскольку его самоубийство стало новостью номер один во всех французских и зарубежных СМИ. Нотр-Дам в 2012 году посетили 14 миллионов человек, и в момент самоубийства в храме находились 1,5 тысячи человек, которых вывели из собора.
Что будет с политикой?
Политики не восприняли всерьез предупреждение Веннера, который считал вполне реальным будущее господство исламистов во Франции. Глава МВД Мануэль Вальс, отвечающий за религиозные вопросы, назвал самоубийство действием "отчаявшегося" человека, не прокомментировав его политические мотивы. Первый секретарь правящей Социалистической партии Арлем Дезир счел, что речь идет о "крайне правом маргинале", действия которого "оправдывает" Марин Ле Пен.
На этот раз Олланд пообещал своим сторонникам разрешить гомосексуалистам жениться, и манифестации недовольных волю правительства не сломят. Ничего не изменит и одинокий акт отчаявшегося писателя.
Читайте об однополых браках в других странах >>
Более того, от Веннера открестились сами активисты "Манифестации для всех", которые рассчитывают провести очередную массовую демонстрацию против однополых браков в это воскресенье. "Это отдельный индивидуальный акт, громкий и крайне отчаянный. Он никак не связан с нашим движением", — заявила лидер недовольных Фрижид Баржо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции