Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Госдума ускорила принятие законопроектов, вводящих дополнительное налогообложение предметов роскоши. Депутаты во вторник на вечернем пленарном заседании приняли в первом чтении проект, предусматривающий повышающие коэффициенты транспортного налога на супердорогие автомобили.
Новый фискальный инструмент, затрагивающий любителей роскоши, предложил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Планировалось, что он появится уже в середине этого года, но бумажная работа затянулась. В апреле президент напомнил о своем поручении и потребовал ускорить принятие документов, чтобы успеть до 1 ноября. Это необходимо, чтобы роскошь начали обкладывать дополнительным налогом уже со следующего года. Ускорились: первый проект пошел.
Отдельного закона о налоге на роскошь не будет. Дополнительную нагрузку предполагается ввести за счет повышения транспортного налога для ценителей очень дорогих автомобилей и более высоких ставок налога на недвижимость.
Повышенным налогом обложат только очень дорогие автомобили
Итак, в соответствие с законопроектом, транспортный налог с повышенными коэффициентами будет взиматься с автомобилей, чья стоимость превышает 5 млн рублей. Сбор на "легковушки" по цене 5-10 млн рублей будет вдвое больше, 10-15 млн рублей – втрое. С одной стороны, выплаты серьезные – тем, кто сейчас платит по 60-80 тыс в год, будут вынуждены отдавать 200 тыс рублей. С другой, не так много в стране таких дорогих автомобилей, которые попадают под новый законопроект – 20-25 тысяч штук, по оценке замминистра финансов Сергея Шаталова. По его мнению, региональные бюджеты (а именно туда поступает транспортный налог) получат дополнительно всего лишь сотни миллионов рублей.
В предыдущем варианте законопроекта, который так и не добрался до Думы, предлагалось облагать повышенным налогом автомобили, исходя из объема двигателя. Что было бы более обоснованно, поскольку транспортный налог является экологическим сбором, а высокая мощность предполагает больший вред природе. Но остановились на стоимости, да еще и очень высокой.
Но это Шаталова не смущает. Он заявил, что предложение носит не столько фискальный, сколько социальный характер. И этот тезис не вполне понятен: ведь налог на роскошь изначально задумывался, чтобы помочь региональным бюджетам, испытывающим сейчас серьезные трудности. При этом большая часть дорогих автомобилей бороздит столичный асфальт, пополняя московскую казну, далеко не самую проблемную.
И уже в этом ощущается привкус социальной несправедливости. Кроме того, если говорить о социальной составляющей, то изначально анонсировалось, что повышенными налогами обложат все предметы сверхпотребления – дорогие (а не только супердорогие) автомобили, яхты, самолеты, зарубежную недвижимость.
Вторую квартиру хотят приравнять к роскоши
Правда, и здесь верхняя планка носит демонстрационный характер. Например, средняя рыночная цена элитного подмосковного жилья на Рублевке составляет примерно 60 млн рублей. Кадастровая – ниже. То есть, фактически даже владельцы особняков в престижном замкадье будут платить по самой низкой ставке.
Но поступления в местные бюджеты явно увеличатся, поскольку расчеты будут проводиться не по оценке БТИ, как сейчас, а по кадастровой стоимости, которая высчитывается с учетом рыночной стоимости объекта.
Зато Минфин придумал другой источник пополнения федерального бюджета. Как рассказал Шаталов, финансовое ведомство предлагает расширить фискальную нагрузку на людей, которые продают недвижимость. В соответствии с основными направлениями налоговой политики на 2014-2016 гг, от НДФЛ освобождаются доходы, если помимо продаваемого человек владеет не более чем тремя объектами недвижимости. Сейчас Минфин впал в недоумение, почему если у человека несколько квартир или участков, то он не должен делиться с государством прибылью от реализации.
Возможно, в этом вопросе финансовое ведомство проявляет большую жесткость, поскольку НДФЛ, в отличие от транспортного налога и налога на недвижимость, является федеральным. То есть, средства поступают в федеральный бюджет, за исполнение которого Минфин и отвечает.
Минфин предлагает освобождать от уплаты налога только в случае, если жилье единственное, или речь идет о небольшом дачном домике. Остальные должны платить. На самом деле, если в собственности у человека – более одной квартиры, то бедным его не назовешь. Но богат ли он? Ведь многие спасали деньги в моменты высокой инфляции, вкладывая их в недвижимость. Соотносится ли это с социальной справедливостью – вопрос отдельный. Но понятно, что под новые условия, если они будут приняты, попадут представители так называемого среднего класса, а не любители роскоши.
Где выход? Вариант – специальный налог на роскошь, введение которого правительство почему-то упорно избегает. А такой налог действует в ряде стран – например, во Франции он приносит казне ежегодно больше 2 млрд евро. Элитное потребление облагается по прогрессивной ставке, что логично и действительно отвечает принципам социальной справедливости.
С точки зрения российских реалий, было бы логично заменить НДС на налог с продаж с прогрессивной ставкой, который и стал бы в полной мере налогом на роскошь. Грубо говоря, если товар стоит 30 рублей, то ставка может составлять десятые и сотые доли процента. Если 100 тыс рублей, то 10% и т.д. Но такой вариант никогда не устроит Минфин. Хотя бы потому, что богатые россияне очень не любят даже звучание "прогрессивный налог", да и налог с продаж является региональным, а НДС – федеральным. И судя по всему, с регионами финансовое ведомство особо делиться не хочет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции