Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Картина стертого торнадо города Мура в американском штате Оклахома заставляет задуматься, существует ли вообще предел человеческой готовности экономить на строительстве жилья в местах, опасных с точки зрения стихийных бедствий.
Кто обещает восстановить Мур в прежнем виде
В США в среду оценили последствия торнадо в Оклахоме. В результате рекордного по силе воздушного смерча в ночь на 21 мая практически был стерт с лица Земли местный город Мур, погибли 24 человека, общий ущерб оценивается в миллиард долларов.
Крупный торнадо разрушил часть Оклахома-сити в США >>
С театральным надрывом в голосе губернатор штата Мэри Феллин говорит, что она знает, насколько люди в Оклахоме сильные. Она не сомневается, что оклахомцы преодолеют этот кошмар и вернутся в свой заново отстроенный город Мур.
Президент Обама обещает штату федеральную помощь для строительных работ, чтобы вновь "наполнить любовью, смехом и общением" те "пустые места на месте гостиных, спален и школьных классов", из которых сейчас в основном и состоит город Мур.
Чем грозит восстановление Мура в прежнем виде
Америка — страна богатая, народ в ней сильный духом, и нет сомнений, что город Мур будет отстроен заново в кратчайший срок. Но если это сделают по тем же строительным технологиям, по каким была до этого была построена большая часть Мура, включая жилые дома и школы, если в торнадоопасных штатах американского Среднего Запада останутся те же строительные нормы и правила, которые здесь действуют, то какой-нибудь следующий смерч действительно может убить здесь больше людей, чем атомная бомба в Хиросиме.
Если кто помнит, в замечательной сказке Фрэнка Баума "Волшебник страны Оз" (в 1939 году безнаказанно переписанной от своего имени советским писателем Александром Волковым под названием "Волшебник Изумрудного города", потому что Советский Союз до 1973 года не признавал Женевскую конвенцию по защите авторского права) торнадо уносит девочку вместе с ее домом в сказочную страну. В отличие от Волкова, Баум знал, о чем писал, потому что родился и вырос в штате Теннесси, где гигантские смерчи бывают не реже, чем в Оклахоме. Последний раз торнадо со скоростью ветра 250 км/ч прошел над Теннесси 30 января этого года, но, к счастью, не задел населенных пунктов, иначе жертвы были бы весьма вероятны.
Не поленитесь, посмотрите хотя бы пару видеороликов. На месте города — завалы из плит гипсокартона и фанеры, словно смерч прошелся по рынку стройматериалов где-нибудь за МКАД. Если смотреть внимательно, то на заднем плане хаоса можно увидеть нетронутые кирпичные дома. Окна у них выбиты, но дома стоят на своем месте, даже крыши не у всех сорваны.
Не надо быть специалистом по строительству, чтобы понять: не устояли в основном постройки из сэндвич-панелей и других современных инновационных материалов, из которых, похоже, основным и состоял город Мур. Если бы здесь стояли коттеджи подмосковной застройки, которые строят по ныне модной и сравнительно дешевой монолитно-бетонной технологии гастарбайтеры из стран СНГ, то картина разрушений была бы иная.
Надо помнить, что предупреждение о торнадо в Муре пришло за 16 минут до смерча, и, в отличие от нашего Крымска, все жители города его услышали и, главное, восприняли серьезно. Но гарантированно спастись от него в фанерных и гипсобетонных жилищах можно было только в специальных подвалах, оборудованных в здешних домах как раз на случай смерча. Но такими торнадоубежищами, видно, были оборудованы не все дома в Муре.
Чем опасны российские торнадо
Строительные нормы и правила (СНИПы) в США не менее жесткие, чем у нас. Кардинальная разница заключается только в принципе их применения. В Америке строитель выбирает те СНИПы, которые устраивают заказчика, у нас — районного архитектора. Это тот редкий случай, когда коррупционная емкость российских разрешительных процедур — не абсолютное зло.
Из-за особенностей климата и рельефа торнадо в России бывают редко, а такие сильные, как в Оклахоме, не бывают никогда. Последний раз смерч с силой ветра в 100 км/ч прошел над Иваново в 1984 году.
Специалисты говорят, что подавить смерч в зародыше или расстрелять его на подходе пока невозможно. Вот и получается, что против торнадо и в США, и у нас в России есть только один способ уберечься: основательней строиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции