Рейтинг@Mail.ru
День полярника в России - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

День полярника в России

© РИА Новости / Песков | Перейти в медиабанкПолярник с собакой стоит у радиоантенны в Антарктиде
Полярник с собакой стоит у радиоантенны в Антарктиде
Читать ria.ru в
Дзен
День полярника впервые отмечается в России. Праздник установлен в честь открытия 21 мая 1931 года первой дрейфующей полярной станции "Северный полюс-1".

День полярника в России отмечается 21 мая. В 2013 году празднуется впервые.

С инициативой учреждения Дня полярника в декабре 2012 года выступили члены Совета Федерации, в частности, сенатор, спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров. 25 апреля 2013 года в ходе "прямой линии" президент РФ Владимир Путин поддержал идею учреждения этого профессионального праздника и предложил отмечать его уже в этом году 21 мая.

В Минприроды полагают, что к полярникам можно отнести специалистов, которые провели в Арктике и Антарктике многие годы, а также жителей районов Крайнего Севера, геологов и океанологов, военнослужащих и газо- и нефтедобытчиков. Общее число граждан России, которые могут быть отнесены к полярникам, насчитывает до двух миллионов человек. Эксперты полагают, что введение нового профессионального праздника позволит повысить престижность работы в Арктике и Антарктике, а также привлечет к работе в полярных районах высококвалифицированные кадры. 

Полярная ночь на дрейфующей станции Северный полюс. Кадры из архива
Полярная ночь на дрейфующей станции "Северный полюс". Кадры из архива

По словам члена комитета СФ по местному самоуправлению и делам Севера Юрия Неелова, День полярника уже много лет стихийно отмечается на Севере и в Арктике.

Причем в одних местностях его празднуют в июне, в других — в сентябре, когда наступает конец экспедиционного сезона.

Дата праздника, 21 мая, выбрана не случайно: в этот день в 1937 году начала работу первая научно‑исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции "Северный полюс", которая позднее была названа "Северный полюс-1" ("СП-1").

Решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции Политбюро ЦК ВКП(б) приняло в феврале 1936 года. Станция предназначалась для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно‑хозяйственного освоения Крайнего Севера (в том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения планировавшихся трансарктических перелётов советских самолётов и т. п. После рассмотрения различных способов доставки на Северный полюс полярников и грузов был принят вариант транспортировки их самолётами с посадкой на лёд. Начальником первой советской высокоширотной экспедиции "Север‑1" был назначен академик Отто Шмидт.

Начальником полярной станции "Северный полюс‑1" был утверждён Иван Папанин; в персонал станции были включены океанолог Петр Ширшов, геофизик‑метеоролог Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель.

© РИА Новости / Яков Халип | Перейти в медиабанкПапанин Иван Дмитриевич, начальник станции "Северный полюс–1"
Папанин Иван Дмитриевич, начальник станции Северный полюс–1

В качестве транспортных самолётов выбрали АНТ‑6 (ТБ‑3) Андрея Туполева, отвечавшие необходимым требованиям по грузоподъёмности и дальности полёта. Четыре таких самолёта, названных "Авиаарктика", были доработаны применительно к арктическим условиям (кабины экипажа сделали закрытыми, улучшили герметизацию самолёта и т. д.).

Командиром лётного отряда и флагманского АНТ‑6 был назначен Михаил Водопьянов. Для разведки погоды и ледовой обстановки в отряд включили также двухдвигательный самолёт АНТ‑7 (Р‑6). Исходная база для броска на полюс была организована на острове Рудольфа, самом северном из островов архипелага Земля Франца‑Иосифа, являющемся ближайшей к Северному полюсу сушей (расстояние — около 900 километров). Туда заблаговременно по морю доставили запасы горючего и продовольствия, был установлен радиомаяк и подготовлен аэродром. Перебазирование отряда самолётов из Москвы на остров Рудольфа ввиду неблагоприятных погодных условий и весенней распутицы на промежуточных аэродромах заняло около месяца (с 22 марта по 19 апреля 1937 года). Летели с посадками в Холмогорах (здесь на самолетах колёсное шасси заменили лыжами), Нарьян‑Маре и на полярной станции Маточкин Шар. Старт на полюс предполагался при установлении благоприятной погоды. В начале мая 1937 года вылетевшие с острова Рудольфа летчики присмотрели ближайшую к Северному полюсу ледяную площадку, годную для посадки.

© РИА Новости / Томин | Перейти в медиабанкП. Ширшов, Э. Кренкель, И. Папанин, Е. Федоров на открытии станции "Северный полюс"
П. Ширшов, Э. Кренкель, И. Папанин, Е. Федоров на открытии станции Северный полюс

21 мая 1937 года флагманский самолёт экспедиции поднялся с острова Рудольфа и, перелетев 20 километров за Северный полюс, приземлился на льдину трехметровой толщины, которая имела длину 3,2 километра и ширину 1,6 километр.
На самолете прилетели 13 человек, в том числе четверо полярников. Следующие самолеты задержались, и вся экспедиция выгрузилась на лёд только 5 июня. 

Уникальные подробности путешествия папанинцев на льдине. Архивные кадры
К 75-летию папанинской станции. Уникальные подробности из киноархива

6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие станции "Северный полюс‑1", в тот же день самолёты, доставившие на полюс зимовщиков и 10 тонн грузов, отправились в обратный путь.
На льдине осталась четверка исследователей, которых впоследствии стали называть папанинцами, и пес по кличке Веселый. В распоряжении полярников была палатка для жизни и работы, две мачты радиостанций, соединенных антенной, ледяные склады, мастерская, метеорологическая будка, теодолит для измерения высоты солнца, необходимого при определении местонахождения лагеря и скорости дрейфа льда. Предполагалось, что экспедиция будет работать в районе Северного полюса год, в течение которого будут проведены многочисленные эксперименты и исследования.
Каждый день пребывания на Северном полюсе приносил исследователям открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в стандартные сроки наблюдений полярники отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. 

Путешествие папанинцев на дрейфующей льдине. Кадры из архива
Путешествие папанинцев на дрейфующей льдине. Кадры из архива

Станция "СП‑1" пробыла на льдине 274 дня. За это время она была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в Гренландское море, проделав путь в 2050 километров. Под влиянием сильных сжатий льдина, на которой находилась станция, неоднократно разламывалась. Ввиду возникшей угрозы для жизни полярных исследователей было решено прекратить работу станции и эвакуировать людей.

19 февраля 1938 года полярников сняли с льдины ледоколы "Таймыр" и "Мурман". На ледоколе "Ермак" 15 марта их доставили в Ленинград (с 1991 года — Санкт-Петербург).

На станции "Северный полюс-1" был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на этой территории. Метеосводки со станции "СП‑1" не только давали краткосрочные прогнозы, но и позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. Впервые были получены надёжные экспериментальные данные о параметрах атмосферы и океана в центральных районах Арктики.

Члены полярной станции "Северный полюс-1" участвовали в метеорологическом обеспечении перелётов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку, а также последнего полёта экипажа Сигизмунда Леваневского и экипажей, участвовавших в поисках его самолёта.

6 марта 1938 года результаты экспедиции были представлены общему собранию Академии наук СССР и получили высокую оценку от руководства. Всем четверым членам экспедиции присвоили звание Героя Советского Союза.
Станция "Северный полюс‑1" открыла новую эпоху в исследовании Арктики, а данные её наблюдений вошли в золотой фонд науки.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала