Рейтинг@Mail.ru
Международный Каннский кинофестиваль - РИА Новости, 15.05.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Международный Каннский кинофестиваль

Читать ria.ru в
Каннский кинофестиваль, 66-й по счету, в этом году пройдет с 15 по 26 мая. Откроет его картина австралийского режиссера База Лурмана "Великий Гэтсби" с Леонардо Ди Каприо. В основной конкурс смотра вошло 19 лент.

Ежегодно в мае на французском Лазурном берегу в курортном городе Канн проходит один из самых престижных кинофестивалей в мире, относящийся к категории А – Международный Каннский кинофестиваль. В 2002 году Международный кинофестиваль получил официальное название "Каннский фестиваль".

Впервые он прошел в 1946 году, хотя планировался еще на осень 1939 года. По идее организаторов фестиваля, он должен был представлять альтернативу Венецианскому кинофестивалю. Программа была готова, почетным председателем жюри назначили изобретателя кинематографа Луи Люмьера. Открытие должно было состояться 1 сентября, однако именно в этот день началась Вторая мировая война.

Первый кинофестиваль, который стал событием международного масштаба в культурной жизни послевоенных лет, состоялся 20 сентября ‑ 5 октября 1946 года. На конкурс было представлено 46 фильмов. 11 из них получили главную награду, тогда ‑ "Гран‑при" кинофестиваля от СССР получил фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера.

С 1946 года кинофестиваль стал проводиться ежегодно в сентябре, однако в 1951 году организаторы фестиваля изменили время его проведения ‑ он стал проводиться весной ‑ в апреле‑мае.

В первое время Каннский кинофестиваль был престижным светским мероприятием, привлекающим огромное количество туристов, однако к концу 1960‑х годов он приобрел статус респектабельного фестиваля ‑ с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой. Росту интереса к нему со стороны профессионалов кинобизнеса способствовал открытый в 1959 году кинорынок Marche du Film.

В 1948 и 1950 годах кинофестиваль не проводился из‑за нехватки денег.

В мае 1968 года во Франции разразился социальный кризис, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку, в связи с чем Каннский кинофестиваль был отменен, хотя до его окончания оставалось всего лишь пять дней. Участники остались без наград.

Кинофестиваль 1969 года привнес новшество в структуру фестиваля ‑ программа была дополнена проведением "Двухнедельника режиссеров" ‑ параллельного показа фильмов, организованного созданным в 1968 году Обществом кинорежиссеров.

В 1972 году был изменён принцип отбора конкурсных лент ‑ если ранее их выбирали сами страны‑участники, то с этого момента ленты стали отбираться непосредственно руководством фестиваля.

В 1975 году появились три официальных внеконкурсных программы. Программа "Изобретательные глаза" (Les Yeux fertiles) представляет фильмы, посвященные другим видам искусства; "Дух времени" (L'Air du temps) – картины на современные темы, и "Сложное прошедшее" (Le Passe compose) – смонтированные из архивных материалов фильмы о киноискусстве.

В 1978 году по инициативе Жиля Жакоба (Gilles Jacob), в то время исполнительного директора фестиваля, была учреждена премия "Золотая камера" за лучший дебютный фильм, представленный в одной из трех конкурсных программ. Жилю Жакобу принадлежит также идея создания программы "Особый взгляд", не относящейся к конкурсу. С тех пор в Канне проходят три фестивальных показа: основной конкурс, "Двухнедельник режиссеров" и "Особый взгляд".

В 1998 году Жиль Жакоб создает программу "Синефондасьон", в рамках которой демонстрируются короткометражные и среднеметражные фильмы, снятые студентами киношкол разных стран. Программа призвана выявлять и поощрять молодые таланты.

Осенью 2000 года в  рамках "Синефондасьон" в Париже был основан проект для молодых режиссеров Rеsidence.

В 2004 году на Каннском фестивале была открыта программа "Каннская классика", в рамках которой демонстрируются отреставрированные копии фильмов, ретроспективы, посвященные кинематографу разных стран, и документальные ленты о кино.

В 2004 году возник проект Producers Network, который позволяет продюсерам всего мира обсудить свои проекты, а также ‑ Short Fim Corner, площадка для встреч авторов короткометражных фильмов. В 2012 году был открыт Doc Corner, посвященный документальному кино.

В 2010 году новая программа "Каннские короткометражные фильмы" (Cannes Court Metrage) объединила конкурсную программу короткометражных фильмов и проект Short Film Corner, представив полную панораму достижений мастеров короткого метра во всем мире.

Главная награда Каннского кинофестиваля ‑ "Золотая пальмовая ветвь" (Palme dOr) вручается с 1955 года, а до этого (в период с 1946 по 1954 год) самая престижная награда фестиваля называлась "Гран‑при".

С 1964 по 1974 год из‑за проблем с авторским правом на приз временно было возобновлено вручение "Гран‑при" в качестве главной награды. С 1975 года вручается новый приз, который также выполнен в виде пальмовой ветви. С 1997 года ветвь помещается в футляр из синего сафьяна вместе с цельным куском огранённого кристалла. Сама ветвь выполнена из 24‑каратного золота.

В настоящее время "Гран‑при" фестиваля считается второй по престижности наградой. "Золотая пальмовая ветвь" присуждается за лучший полнометражный и лучший короткометражный фильмы. Первой "Золотой пальмовой ветви",  действительно выполненной из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта Манна "Марти".

Существуют ещё и другие награды: Большой специальный приз жюри, награды за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Приз за лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу, "Золотая камера" за лучший дебют. Жюри может также присудить еще одну премию полнометражному фильму и две ‑ короткометражным фильмам.

За всю историю кинофестиваля ни одному кинорежиссеру не удалось завоевать главный трофей трижды. В то же время небольшой группе знаменитых режиссеров удалось завоевать почетную награду дважды. В эту группу входят: Альф Шёберг (1939, 1951, Шёберг оба раза был лауреатом ещё до учреждения "Золотой пальмовой ветви" и получал "Гран‑при" фестиваля), Фрэнсис Форд Коппола (1974 ‑ "Гран‑при" фестивля, 1979), Билле Аугуст (1988, 1992), Эмир Кустурица (1985, 1995), Сёхэй Имамура (1983, 1997), братья Жан‑Пьер Дарденн и Люк Дарденн (1999, 2005).

На финальную встречу членов жюри вывозят в уединенное секретное место. Один из главных принципов фестиваля — секретность того, как проголосовал тот или иной член жюри. Каждый из них дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования.

До 1983 года фестиваль проходил в здании на набережной Круазетт (сейчас отель Noga Hilton). В 1983 году состоялось торжественное открытие нового Дворца фестивалей на площади Жоржа Помпиду.

Бюджет Каннского кинофестиваля составляет около 20 миллионов евро.

Президентом Международного Каннского кинофестиваля является Жиль Жакоб.

Исполнительный директор – Тьерри Фремо.

Лауреаты Каннского кинофестиваля 2012 года

 

 

Главный приз ‑ "Золотую пальмовую ветвь" получил австрийский режиссер Михаэль Ханеке за фильм "Любовь" (Amour).

Гран‑при фестиваля завоевал фильм "Реалити" (Reality) итальянского режиссера Маттео Гарроне.

Лучшим режиссером жюри назвало мексиканца Карлоса Рейгадаса (Carlos Reyagadas), представившего картину "После мрака свет" (Post Tenebras Lux).

Приз за лучшую женскую роль разделили румынские дебютантки Кристина Флютур и Космина Стратан, сыгравшие подруг в фильме "За холмами" (Dupa dealuri) румынского режиссера Кристиана Мунджу. Сам Мунджу получил также приз за лучший сценарий.

Приз за лучшую мужскую роль получил датчанин Мэдс Миккельсен, сыгравший в "Охоте" (Jagten) датского режиссера Томаса Винтерберга.

Приз жюри получил британский режиссер Кен Лоуч за картину "Доля ангелов" (The Angels Share).

Лучшим дебютом были признаны "Звери дикого юга" (Beasts of the Southern Wild) американского режиссера Бена Зайтлина.

Среди награжденных на 65‑м Каннском кинофестивале были двое россиян – режиссер Сергей Лозница, чей фильм "В тумане" по повести Василя Быкова участвовал в основном конкурсе, был удостоен премии Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), а режиссер Таисия Игуменцева получила за короткометражную ленту "Дорога на" первый приз конкурса дебютов Cinefondation.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала