Рейтинг@Mail.ru
6 хичкоковских блондинок: жертва №1 Ким Новак - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

6 хичкоковских блондинок: жертва №1 Ким Новак

© Flickr / Laura LovedayАктриса Ким Новак и режиссер Альфред Хичкок на съемках фильма "Головокружение", 1957
Актриса Ким Новак и режиссер Альфред Хичкок на съемках фильма Головокружение, 1957
Читать ria.ru в
Дзен
На этой неделе исполнилось 55 лет со дня премьеры знаменитого "Головокружения" Альфреда Хичкока – первыми очередную картину мастера саспенса 9 мая 1958 года увидели жители Сан-Франциско. Это сегодня "Головокружение" возглавляет список величайших фильмов, а полвека назад критики считали его "середнячком" и называли затянутым, неправдоподобным и пессимистичным. Однако работа Хичкока не могла не вызвать интерес публики – не в последнюю очередь благодаря очередной платиновой красавице Ким Новак, которая в ряду хичкоковских блондинок занимает особое место. Проект Weekend РИА Новости решил вспомнить каждую из муз великого Хича, который сначала делал своих актрис суперзвездами, а потом с упоением доводил до исступления на экране и в жизни. "Блондинки – самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги", - авторитетно замечал Хичкок.

На этой неделе исполнилось 55 лет со дня премьеры знаменитого "Головокружения" Альфреда Хичкока – первыми очередную картину мастера саспенса 9 мая 1958 года увидели жители Сан-Франциско. Это сегодня "Головокружение" возглавляет список величайших фильмов, а полвека назад критики считали его "середнячком" и называли затянутым, неправдоподобным и пессимистичным. Однако работа Хичкока не могла не вызвать интерес публики – не в последнюю очередь благодаря очередной платиновой красавице Ким Новак, которая в ряду хичкоковских блондинок занимает особое место. Проект Weekend РИА Новости решил вспомнить каждую из муз великого Хича, который сначала делал своих актрис суперзвездами, а потом с упоением доводил до исступления на экране и в жизни. "Блондинки – самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги", - авторитетно замечал Хичкок.

К моменту съемок Vertigo (англоязычное название фильма) выражение "хичкоковская блондинка" стало нарицательным – в этой роли уже побывали и Ингрид Бергман, и Грейс Келли, и Вера Майлз. Последнюю Хичкок хотел снять и в "Головокружении", однако Майлз, сыгравшая у него в "Не том человеке", забеременела, – студия и режиссер были вынуждены искать ей замену. Руководство Columbia Pictures остановилось на кандидатуре своенравной чешки Ким Новак, буквально навязав ее Хичкоку, явно желавшему видеть в своем фильме другую актрису. В этом была своеобразная ирония: случилось так, что жизненные обстоятельства, заставлявшие Новак чувствовать себя скованно, перекликались с экранным нарративом и, по мнению критиков, даже помогли актрисе так убедительно воплотить образ – а точнее, два образа.

Сюжет Vertigo спустя 55 лет после его создания знаком почти каждому. Детектив Джон "Скотти" Фергюсон (Джеймс Стюарт) после смерти напарника подает в отставку – его начинает мучить страх высоты и головокружение. Приятель Скотти Гэвин просит его проследить за своей женой, утонченной блондинкой Мадлен (Ким Новак), которая неосознанно подражает прабабушке, покончившей с собой в возрасте 26 лет. Именно столько сейчас и Мадлен, и Гэвин почти уверен, что без присмотра детектива с ней случится беда. Вскоре Скотти спасает Мадлен от самоубийства и влюбляется в нее. Однако девушка все же погибает, спрыгнув с колокольни высокой башни, куда Скотти из-за страха высоты не смог за ней подняться. Тоскуя по возлюбленной, Фергюсон посещает места, где бывала Мадлен, и однажды встречает Джуди Бартон (также Ким Новак) – простоватую брюнетку, поразительно на нее похожую. Вскоре Скотти предстоит понять, что Джуди, из которой он старательно пытается "вылепить" Мадлен, и есть его возлюбленная, а также узнать о преступлении, о котором он и не подозревал. В финале Скотти и Джуди поднимаются на ту же башню, однако появившаяся из темноты монахиня пугает девушку, и та случайно падает из окна колокольни.

Разногласия со своей новой блондинкой у Хичкока начались еще до старта съемок. Режиссер, который тщательно продумывал все детали образа главной героини, начиная с прически и заканчивая походкой, хотел видеть на экране свой идеал – миниатюрную актрису с холодной красотой и скрытой сексуальностью, не заявляющей о себе слишком навязчиво (в роли хичкоковской блондинки невозможно представить, к примеру, Мэрилин Монро). По мнению режиссера, именно такой образ мог помочь в создании идеального саспенса. Новак, пришедшую на площадку в узком свитере на голое тело, Хичкок, по словам свидетелей, встретил с каменным лицом. К тому же, актрисе вздумалось обсудить с режиссером внешний вид и мотивацию своей героини и привнести в образ собственные идеи. Это было абсолютно непозволительно в разговоре с мэтром, однажды обронившим фразу о том, что "с актерами нужно обращаться, как со скотом".

"Мисс Новак явилась на площадку с полным набором своих идей, чего я не выношу… Я зашел к ней в гримерную и объяснил свое представление о платьях и прическах, которые обдумывал несколько месяцев. Я добавил также, что меня интересует не фабула, а визуальная интерпретация истории", - рассказывал Хичкок французскому режиссеру Франсуа Трюффо.

"Когда актер хочет обсудить со мной своего персонажа, я говорю: "Это есть в сценарии". Если он продолжает: "Но какова же моя мотивация?", я говорю: "Ваш гонорар".

На этом авторитарный Хич был намерен завершить диалог с Новак.

"Конечно, я не была великой актрисой, но я могла вдохнуть жизнь в мою героиню, потому что у нас было много общего. Она была так же ранима, как и я сама в то время", - признавалась сама Ким, впредь не смевшая перечить полноправному хозяину съемочной площадки, каковым Хичкок был на съемках каждого своего фильма. Возможно, именно это и пошло на пользу всей картине, в которой Новак выглядит органично в таких разных образах – изысканной, но скованной и немного запуганной Мадлен, и Джуди, готовой на все, чтобы понравиться Скотти, который (как и Хичкок) хотел видеть на ее месте другую.

"Актриса, которую мы видим на экране – явная заместительница, но сам акт замены усиливает звучание фильма, ибо составляет и его основную тему: мужчина, все еще влюбленный в женщину, которую считает умершей, пытается возродить ее облик в похожей на нее девушке… Во время чествования Хичкока в Нью-Йорке в 1974 году, сидя рядом с Грейс Келли и глядя на экран, где в эту минуту Джеймс Стюарт пытается уложить в комель волосы Ким Новак, я вдруг понял, насколько более хитро закручено "Головокружение", чем кажется: режиссер вынудил заместительницу имитировать ту актрису, которую первоначально определил на эту роль", - писал позже Франсуа Трюффо.

© AFP
Американская актриса Ким Новак

Несмотря на несоответствие актрисы режиссерскому идеалу героини, именно в "Головокружении", по мнению некоторых критиков, женский образ стал настоящим фетишем. Журналист Молли Хаскелл писала, что Хичкок сознательно сделал Джуди брюнеткой – в сцене, где по настоянию Скотти девушку перекрашивают в блондинку, была призвана подчеркнуть большую привлекательность светловолосых девушек и их успех у мужчин.

Было ли пренебрежительное отношение режиссера к актрисе частью его воспитательной политики, сформировавшей необходимый экранный образ – вопрос открытый, однако спустя много лет после Vertigo Хичкок по-прежнему не упускал случая отпустить колкость в адрес Ким Новак.

"Она была такой вульгарной, у нее были такие полные губы, такие толстые ноги, такая большая, обтянутая свитером, лишенная малейших признаков бюстгальтера грудь!.. Кажется, что она способна на многое… но увы, только кажется", - резюмировал он.

Как бы то ни было, "Головокружение" стало единственным фильмом Хичкока с Ким Новак, и самым значительным в карьере актрисы. Смерть Мэрилин Монро в 1962 году стала для нее большим потрясением – Новак восприняла ее как жертву голливудскому лоску и гламуру, который, по ее убеждению, того не стоил. Немалую роль здесь, надо полагать, сыграло и сотрудничество с Хичкоком, после которого Новак стала отказываться от ролей, голливудским страстям предпочтя тихую жизнь с мужем.

Подготовила Белла Адцеева

Продолжение следует...

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала