МОСКВА, 10 мая — РИА Новости. Cirque du Soleil представил в Петербурге в четверг шоу Alegria, действие спектакля, название которого в переводе с испанского означает "праздник" или "торжество", составляют девять акробатических номеров, перемежающихся клоунскими репризами, в числе которых созданный Вячеславом Полуниным этюд "Шторм".
Alegria
Alegria — классический спектакль Cirque du Soleil, постановка, созданная еще в 1994 году режиссером Франко Драгоне.
Весь реквизит спектакля перевозится на 22 грузовиках. Как говорят участники шоу, "единственное, что не возим с собой — это здание". При этом чтобы смонтировать сцену и установить все оборудование, нужно всего 12 часов. А чтобы выехать с площадки, требуется вообще не более трех часов. Помимо собственных специалистов цирк нанимает для этого и местных работников. Шоу работает 10-недельными циклами, переезжая из страны в страну, из города в город, а в перерывах между циклами артисты уходят на двухнедельные каникулы.
За многие годы постановка объехала весь мир — не осталось уже ни одного города, где ее могли бы показать, но не показали. Поэтому руководство цирка приняло решение закрыть шоу через семь месяцев. Так что спешите видеть Alegria — визитную карточку Cirque du Soleil.
Оценивая Alegria, не стоит забывать ее солидный возраст — никаких суперсовременных спецэффектов, трансформирующейся сцены и прочих технических наворотов зрители там не увидят. Это зрелище для тех, кто может оценить безупречность сценографии, выдержанность стиля, великолепную живую музыку, техничность и отточенность трюков акробатов и вместе с тем их артистизм. Эта постановка — прекрасный образец сплава нескольких жанров — музыкального и драматического театров и цирка, сплава, который собственно и прославил канадский коллектив на весь мир.
Королевство без короля
Арт-директор шоу Брюно Дарманьяк рассказал РИА Новости о сюжетной линии постановки, повествующей о королевстве, которое теряет короля. Теперь в нем борются за власть старый истеблишмент и молодые, темпераментные люди, стремящиеся к переменам. Эти враждующие группы легко отличить по костюмам и манере поведения: одежда молодых персонажей светлых и нежных тонов, легкая, эластичная. У старых аристократов платья вычурные, со стразами, из тяжелой материи.
Но не зная заранее сюжета, понять его довольно сложно. Во всяком случае, никакого уходящего короля и явной борьбы за власть в шоу нет. Впрочем, от этого спектакль ничуть не проигрывает.
В шоу задействованы 55 артистов — акробаты, певицы, клоуны, драматические актеры. Как и в других спектаклях Cirque du Soleil, здесь работает многонациональный коллектив — артисты из 17 стран, в том числе примерно 20% — выходцы из бывшего Советского союза.
К примеру, в одном из самых массовых и зрелищных номеров спектакля "Русская палка" выступают русские артисты и один акробат из Китая. Как рассказал главный тренер шоу Игорь Арефьев (тоже русский, бывший канатоходец), китайский акробат все время порывается совершить какой-то подвиг, выполнить невозможный трюк — такова направленность китайской цирковой школы. Но для Cirque du Soleil главное — гармония, красота шоу и безопасность артистов.
Сквозного персонажа шоу — представителя старой знати Флера также играет русский артист Андрей Кислицын — выпускник ВГИКа. Его жена — балерина в труппе Мариинского театра. Флер очень колоритен — горбун на паучьих кривых ножках и с выдающимся круглым животиком, он явно мнит себя великим сановником и умопомрачительным кавалером. Под стать ему Старые Птицы — молодящиеся уродливые старухи.
Молодое поколение ярче всего представлено в номере "Акробатическая дорожка". Больше всего в нем поражают даже не сложнейшие спортивные трюки, а то, что артисты выполняют их легко, словно танцуя.
Новые трюки и согласованные тату
За годы в шоу Alegria меняются состав, номера, вводятся новые трюки, чтобы артистам было интереснее работать, но режиссерская задумка, главная идея и настроение сохраняются. В роли хранителя выступает арт-директор постановки Дарманьяк.
В шоу звучит великолепная живая музыка — саундтрек к Alegria до сих пор держится на лидирующих позициях по продаваемости. Но самая известная исполнительница, игравшая роли Белой и Черной певиц, канадка Франческа Ганьон давно не поет в шоу. Как признается Дарманьяк, замену ей найти было очень трудно. Пробовались многие певицы, но самым удачным выбором стала украинка Марина Соболь — единственная, кстати, русскоговорящая певица за всю историю Cirque du Soleil. Как раз ее и увидят российские зрители.
Безусловно, запоминающимся номером для многих станет танец с огнем. Сидящие вблизи сцены зрители, наверняка, обратят внимание на многочисленные татуировки, покрывающие тело исполнителя танца. Так вот, они имеют право на существование только потому, что одобрены арт-директором шоу, который следит за сохранением образа всех персонажей.
"Никаких самовольных тату и пирсингов, если они, конечно, не на местах, закрытых костюмом. Хотя у исполнителя танца с огненными ножами все тело в тату, но они в таком этническом стиле и очень гармонично смотрятся", — пояснил Дарманьяк.
Один из номеров шоу, которое идет в конце первого отделения, поставил Вячеслав Полунин. Номер называется "Шторм", он выполнен в абсолютно узнаваемой полунинской манере жизнеутверждающего оптимизма с романтической грустинкой. Кстати, этот же номер, один в один, есть в полунинском "Снежном шоу". Полунину принадлежат авторские права на эту репризу и поменять в ней что-то без согласования с ним невозможно.
Вообще клоунская часть в Alegria не менее, а на чей-то вкус и более сильна, чем акробатическая. Во всяком случае для российских зрителей, уставших смотреть на перетаскивание бревна и искусственные фонтанчики слез.
Четыре с половиной тысячи мест на арене петербургского Ледового дворца были практически полностью заполнены, сдержанная публика северной столицы реагировала на представление живо — смехом и аплодисментами. А на финальный поклон артистов вызывали два раза — бурными овациями и криками браво.