САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 мая — РИА Новости. Многие ветераны Великой отечественной войны живут сейчас в домах престарелых, хотя у некоторых есть свое жилье. В доме-интернате в поселке им Свердлова Всеволожского района Ленинградской области живут 90 человек, из которых 32 прошли Великую отечественную войну. Корреспондент РИА Новости Любовь Лепшина провела с ветеранами один день и узнала, что они ссорятся из-за бытовых проблем и жалуются, что не хватает развлечений, но в свои квартиры возвращаться не хотят.
Служба на линии фронта
Одной из жительниц интерната Анне Березе было 18 лет, когда началась война. Она служила в технических войсках, которые обслуживали четвертый летный гвардейский полк в селе Выстав Ленинградской области рядом с линией фронта. Не раз вместе с военными ей приходилось расчищать аэродром от снега, готовя его для посадки военных самолетов.
"Я помню, была суровая зима с сильными морозами. Аэродром большой, быстро его не расчистишь, многие обмораживали себе руки и ноги", — рассказывает она.
Вспоминая о войне, Анна Васильевна говорит, что самое тяжелое — смерть знакомых и близких. "Еще с утра мы шутим и смеемся с молодым солдатом, а вечером я узнаю, что его больше нет. И так не один раз, привыкнуть этому невозможно", — с печалью говорит она.
Несмотря на пережитую войну, она считает, что судьба ей благоволила. В конце войны Анна Васильевна вышла замуж, родила сына. Муж был военным инженером, вместе им довелось пожить в разных местах, например, в Литве и Германии.
Первый визит в дом престарелых
В советские годы Анна Васильевна с мужем и сыном жила в Ростове-на-Дону. Там умер ее муж, ему было всего 54 года, а потом и сын. Оставшись одна, она вернулась на родину в Кировский район Ленинградской области, где поселилась в доме у родственницы. Когда не стало и ее, Анна Васильевна оказалась совсем одна. Пожилой женщине было трудно управляться с хозяйством. Сказывался возраст и слабое здоровье.
"Мне было сложно работать в огороде из-за проблем с суставами, и вообще одной следить за домом стало практически невозможно. Это все же не квартира", — вспоминает женщина.
Именно тогда она стала задумываться о доме престарелых, хотя поначалу перспектива жить в окружении чужих людей ее пугала.
"Я думала, что в подобных заведениях старикам плохо живется. Ведь и по телевизору про дома престарелых всякое показывают", — говорит Береза.
Но и одной жить было уже невозможно, и тогда Анна Васильевна решила лично приехать в интернат и посмотреть, какие тут условия. Долго выбирать дом престарелых не пришлось, этот оказался ближайшим к Кировскому району.
"На "смотрины" я приехала вместе с племянницей, которая и помогла мне найти этот интернат. Встретили нас очень радушно, сразу пригласили за стол, но мне было неловко, и я отказалась. Здесь мне понравилось: уютные комнаты, приветливые работники. И я в тот же день приняла решение переехать сюда жить", — рассказывает женщина.
Жизнь в интернате
Анна Васильевна живет в интернате уже восемь с половиной лет и считает это место своим домом.
"Если бы я сюда не приехала и осталась жить одна, скорей всего, меня бы уже не было на этом свете", — говорит она.
Несмотря на свой возраст — 89 лет — она придерживается активной жизненной позиции, не пропускает ни одного праздника в доме престарелых: и песню споет, и станцует насколько позволяет здоровье.
За те годы, что Анна Васильевна живет здесь, у нее сменилось несколько соседок по комнате. Как правило, нового соседа в комнату подселяют, когда прежний умирает. Благодаря уживчивому характеру, женщина всегда ладила с теми, кто делил с ней комнату.
"У меня практически не было споров и конфликтов. Мне проще уступить, чем ругаться с человеком", — рассказывает Береза.
Несколько месяцев назад в интернате появился еще один "постоялец" Михаил. По словам заведующей домом престарелых, для пожилых женщин он сразу стал "завидным женихом", но свое сердце Михаил "отдал" Анне Березе. "Сейчас мы с ним живем в одной комнате", — говорит она, лукаво улыбаясь.
Насильно никого не держат
У многих постояльцев интерната есть свои квартиры или дома: кто-то сдает жилье в наем, у кого-то там живут родственники. Вот и Анне Березе как ветерану ВОВ администрация Кировского района выделила средства на квартиру. Сейчас участница войны подбирает себе подходящий вариант, но мысль о предстоящей одинокой жизни в собственной квартире пугает пожилую женщину.
"Я не хочу уезжать из интерната, несмотря на то, что у меня у меня будет свое жилье. Если мне разрешат, то я останусь здесь", — говорит Анна Васильевна. Главное для нее — не остаться одной.
Вероятно, и остальные постояльцы считают так же. "У нас никого не задерживают насильно, если человеку некомфортно находиться тут, он всегда может вернуться к прежней жизни", — объясняет заведующая домом престарелых Наталья Коровичева.
Но старики не уходят, почти все доживают здесь свои последние годы. Наталья рассказывает, что за 11 лет ее работы было всего четыре случая, когда старики уходили, из них двое потом вернулись обратно.
Бытовые конфликты
Конечно, жизнь в социальном учреждении не назовешь безоблачной. Человек оказывается оторванным от своей привычной жизни, в незнакомой обстановке, его окружают совершенно чужие люди, к которым надо привыкать. Для пожилых людей это серьезное испытание. Живут в интернате по два человека в одной комнате, у каждого из них свой сложившийся, зачастую непростой характер. Бывает, что возникают бытовые конфликты из-за мелочей: один храпит, другому не уснуть. Или бабушка, к которой подселили новую соседку, считает, что та должна соблюдать ее правила.
"Мы стараемся подбирать соседей по комнате так, чтобы у них были похожие взгляды на жизнь, чтобы им было о чем поговорить", — говорит заведующая.
Жилые комнаты небольшие, но для двух человек места достаточно. В некоторых комнатах можно увидеть холодильник, телевизор или микроволновку — все это личные вещи проживающих. Кто-то увлекается разведением комнатных растений, и тогда подоконники в комнате украшены цветами.
В интернате есть своя библиотека, домовая церковь и комнаты отдыха, где можно посмотреть телевизор. Перед Новым годом благодаря спонсорской помощи в интернате полностью преобразилась столовая, которая служит и актовым залом для проведения праздников. Раньше ее стены были унылого зеленого цвета, теперь же они розовые, а окна задрапированы воздушным белым тюлем. Одну из стен художники-волонтеры украсили картиной, на которой изображен солдат, вернувшийся с войны, которого встречают жена и ребенок.
В дом престарелых иногда приезжают с концертами местные творческие коллективы. Правда, некоторые старики сетуют, что им не хватает развлечений.
"Девятого мая у нас должен быть концерт, но он длится часа два, а потом мы останемся одни… в День Победы", — вытирая слезу, говорит еще одна постоялица интерната, блокадница Валентина Вороненкова.
Она живет в интернате уже три года, приехала сюда сама из-за серьезных проблем со здоровьем: женщина практически потеряла зрение. Валентина Федоровна тоже одинока: муж умер, а детей не было. В интернате ее навещает соседка.
"Я стараюсь не унывать. Когда меня мучают боли или мне грустно, я пою", — говорит блокадница.
У нее удивительно сильный и красивый голос, Воронцова принимает участие во всех мероприятиях дома престарелых. "Я очень люблю петь, я бы с радостью и станцевала, если бы не проблемы с суставами", — рассказывает Валентина Федоровна.
У нее есть квартира в Выборге, которую она отписала своей дальней родственнице. Уезжать из интерната Валентина Воронцова не собирается.
"Куда я поеду? К кому? Мой дом здесь. Соседка у меня хорошая, обо всем с ней разговариваем", — говорит Воронцова.
Старики хотят внимания
Психологи считают, что пожилые люди остаются в интернате прежде всего из-за одиночества и конфликтов с близкими.
"В период жизни за 60 меняется многое: и отношения, и ценности, и ритм жизни. С возрастом меняется ценностная иерархия самооценок. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности — все это может вести к эмоциональному обеднению, уходу из жизни положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности", — говорит психолог Ольга Одинцова. По ее словам, главная драма пожилого человека — "драма невостребованности", нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности.
"Для таких людей дом престарелых помогает справиться с синдромом "опустошенного гнезда", — считает специалист, добавляя, что коллектив помогает избежать одиночества и убрать дискомфорт от замкнутой в четырех стенах жизни.
"Страх одиночества уходит, когда есть стабильность, доброе участие и взаимопонимание", — говорит Одинцова. По ее словам, если дом престарелых хороший, с внимательным персоналом, то пожилой человек может получить явное улучшение качества жизни в целом.
Другой фактор, по мнению психолога, — желание переменить жизнь. У некоторых близкие стали чужими, общение с ними наполнено взаимными обидами, конфликтами. "Поэтому даже раздельное проживание уже существенно снижает факторы стресса. Спасает от ухода в себя", — объясняет Одинцова. Она говорит, что часто старики сознательно не хотят быть в тягость взрослым детям, выбирая самостоятельное, отдельное проживание.
Она советует близким и родным пожилых людей уделять им больше времени, разговаривать с ними, уважать и все время показывать, что они важны и нужны. И тогда, возможно, старики не будут предпочитать казенные стены родному дому.