МОСКВА, 7 мая, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
Владимир Путин, занимая высшие посты государства, очень многое изменил в стандартном восприятии первого лица, его имиджа. Никто из прежних глав советского и российского государства не спускался под прицелом телекамер с аквалангом к подводным раскопкам и не летал на мотодельтаплане во главе стаи редких птиц. Трудно представить себе Брежнева или Ельцина на мотоцикле во главе колонны байкеров.
За внешней экзотикой скрывается важное обстоятельство – обычно Путин встречается с теми, кто нуждается в помощи. РИА Новости проследили, как складывалась судьба некоторых из тех, кому довелось близко познакомиться с нынешним президентом.
12 месяцев одного года Путина: стерхи, министры, внезапные учения >>
Полет во главе стаи
"По крайней мере, теперь никому не надо объяснять, что такое стерх, – доволен руководитель проекта "Полет надежды", заведующий отделом Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы Минприроды Александр Сорокин. – Это раньше надо было говорить, что это такой редкий белый журавль, который живет далеко на севере и летает зимовать на юг и которых осталось всего 40 штук на всю Россию. А теперь просто можно сказать, что это птица, с которой Путин летал".
То, как глава государства, переодевшись в белый комбинезон, на специальном мотодельтаплане лично показывал птицам, куда им лететь, надолго запомнилось телезрителям и вызвало шквал шуток.
Но, так или иначе, именно участие первого лица, убеждены ученые, помогло сдвинуть с мертвой точки важное дело – договориться с Узбекистаном об организации альтернативного места зимовки птиц.
Как рассказал Сорокин, ученые из "Полета надежды" работают над уникальным проектом – впервые в истории орнитологии птицам предложат новое место зимовки вместо того, где те привыкли проводить зимы.
"Сейчас стерхи зимуют в Афганистане и Пакистане, но из-за сложной ситуации в этих странах охранять птиц от браконьеров невозможно, – Сорокин. – Население там бедное, устоять перед соблазном добыть птицу людям трудно".
Ученые нашли альтернативное место – на юге Узбекистана, в пойме реки Амударьи, вдоль границы с Афганистаном. По своим характеристикам оно очень напоминает привычные стерхам места зимовки. Кроме того, новое место находится в пограничной зоне – соответственно, доступ сюда местного населения ограничен.
Проблема состояла в том, что договориться с узбекскими властями, пока к этому процессу не подключился Путин, было почти не возможно. "Три года мы ездили в Узбекистан на разведку, но встречали сложности на каждом шагу, – вспоминает Сорокин. – Когда мы в тундре сидели с Путиным у костра, он спрашивал впрямую – чем серьезно можно помочь проекту, если ли какие-то серьезные задачи, которые вам самим решить сложно? Мы рассказали об идее с Узбекистаном".
"Интерес у Путина к проблемам редких птиц очень живой. Тут у меня сомнений нет, – делится впечатлениями ученый. – Это приятно было ощущать".
С тех пор дело сдвинулось – вопрос обсуждался на встрече президентов двух стран, а затем профильные министерства России и Узбекистана заключили соответствующие договоренности.
Ну а в следующем году подросшие стерхи полетят туда самостоятельно.
Кстати, знаменитый мотодельтаплан, на котором Путин совершил свой полет, он подарил ученым. "Мотодельтаплан подходит под наши параметры – в частности, по дальности полетов, – рассказывает Александр Сорокин. – Кроме того, он должен быть двухместным и адаптирован к посадке на воду".
А главное, подчеркивает он, этот мотодельтаплан может летать на низких скоростях – в 45-50 км в час, чтобы птицы успевали лететь за ним, как за вожаком стаи. "Со временем птица понимает, что если будет лететь близко к крылу, то срыв струи воздуха с крыла будет помогать ей держаться", – объясняет ученый.
Бабушка-тигрица
Не оставила публика без внимания и визит Владимира Путина (в то время – председателя правительства) в 2008 году в Уссурийский заповедник, где разводят амурских тигров. Там Путин надел на шею тигрице по кличке Серьга ошейник с передатчиком, чтобы с помощью спутников следить за перемещениями зверя. Но сначала уже пойманную в ловушку тигрицу ему пришлось усыпить выстрелом из устройства для дистанционного обездвиживания животных – она неожиданно проснулась и чуть не бросилась на съемочную группу одного из центральных телеканалов.
За последние годы Серьга дважды приносила потомство – каждый раз по три котенка. Сейчас ее дети и сами выросли, дочь Принцесса тоже принесла потомство – так что Серьга теперь бабушка. С тех пор ее ловили еще раз, чтобы поменять ошейник, заряда которого хватает примерно на год.
Всего в Уссурийском заповеднике сейчас семь тигров. Спрашивается, почему так мало, если только у Серьги было шестеро детишек? "Тигры часто выходят за его пределы, попадают в прицел браконьеров или могут погибнуть в каких-то происшествиях, получить травмы", – отвечает директор заповедника.
"Самая большая наша проблема – отсутствие охранной зоны вокруг заповедника, – говорит Котляр. – Его площадь только 400 кв км, а все, что вокруг – там наши полномочия кончаются. Звери же не живут только на нашей территории. Например, Серьга на территории заповедника проводит только половину времени".
Этой весной президент Путин внес в Госдуму новый законопроект, позволяющий ввести уголовную ответственность за продажу и отлов диких животных, а также за уничтожение растений, занесенных в Красную книгу. Браконьеры могут быть лишены свободы на срок до семи лет.
Такое ужесточение законодательства можно считать одним из следствий приезда Путина в Уссурийский заповедник – ведь именно Котляр был одним из тех ученых, кто рассказал Путину о всей сложности ситуации.
Еще один результат визита Путина: тогдашний премьер узнал, что ситуация с дальневосточным леопардом еще тяжелее, чем с амурским тигром. Вскоре неподалеку от Уссурийского заповедника на базе уже имеющихся заказников и природных парков создали еще один – "Земля леопарда".
Центр разведения леопардов создали и в Уссурийском заповеднике, рассказывает Котляр. Правда, животных в нем пока нет – сейчас как раз решается вопрос, откуда брать зверей, чтобы заставить их "увеличивать популяцию", а потом выпускать животных в дикую природу.
"Звери с нашим геномом все живут в зарубежных зоопарках, – рассказывает Котляр. – Мы ведем переговоры, чтобы кого-то из них передали нам". Вольеры для них уже построены.
В гости к древним грекам
Немалый резонанс получило и ныряние Владимира Путина 10 августа 2011 года за древнегреческими амфорами в Таманском заливе – там, где когда-то, еще до нашей эры, был крупный древнегреческий город-колония Фанагория.
Блогеры принялись писать о том, что сами якобы купались много раз в этих местах и никогда никаких амфор не находили – соответственно, делали вывод скептики, амфоры заранее положили в это место, чтобы Путин затем их благополучно "нашел". Их аргументацию укрепляло и то, что амфоры, которые достал президент, были подозрительно чистыми – без ила и ракушек. В социальных сетях замелькали пародийные картинки.
Кстати, подводные раскопки такого масштаба по мировым меркам уникальны. В них участвуют профессиональные водолазы. Соответствующими навыками, конечно, обладают и работающие там ученые. Необходимость таких раскопок объясняется просто – с течением времени примерно половина площади древнегреческой колонии ушла под воду.
"Дно раскопа буквально усеяно осколками керамики, – свидетельствует археолог Кузнецов. – Найти амфоры для Путина не составило труда". Соответственно, не было и никакой необходимости что-либо "подкладывать".
Ну а то, что амфоры были подозрительно чистыми, тоже имеет свое объяснение – они лежали не на дне, а под культурным слоем. Попросту говоря, под песком. Поэтому никакие ракушки нарасти на них тоже не могли, утверждает Владимир Кузнецов. Правда, признает ученый, от песка расчистили их все-таки профессиональные археологи – Путину оставалось только выбрать на дне раскопа уже обнаруженные артефакты. Президент выбрал те, что покрупнее.
Главный итог визита Путина на место раскопок, по словам Кузнецова, в том, что теперь ученые как никогда близки к воплощению своей давней идеи – объявлению территории раскопок заповедником и созданию в нем музея.
"Сейчас этот вопрос прорабатывается на уровне правительства и министерства культуры", – рассказывает Владимир Кузнецов. Как рассчитывают ученые, постановление о создании заповедника появится уже к осени.
Предполагается, что заповедник будет "площадью во много сотен гектаров или даже квадратных километров", рассказывает ученый. "Ведь Фанагория – это крупнейший в России археологический памятник античной цивилизации. И абсолютно не застроен современными зданиями", – радуется он.
Статус заповедника нужен, прежде всего, для того, чтобы спасти остатки греческого поселения и курганы от разграбления, а территорию – от застройки. Сейчас раскопки охраняет частное охранное предприятие, а после создания заповедника этим должно будет заняться государство.
Почему же Путин приехал именно сюда? "Действительно, в России работает одновременно 1500 археологических экспедиций. Он приехал туда, где много сделано и где многое можно показать", – считает руководитель Фанагорийской экспедиции.
Археологи на этом месте работают с конца XVIII века, а Фанагорийская экспедиция действует с 1936 года. Кроме того, экспедиция несколько лет назад получила грант Российского географического общества, председателем попечительского совета которого также является Путин. "Я получал грант лично из рук Путина, – вспоминает Кузнецов. – Всего было выдано 11 подобных грантов – думаю, Путин решил посмотреть, как они тратятся. Так что он к нам приехал по линии РГО".
"Интерес первого лица к археологии, к прошлому страны – это очень хорошо, – подчеркивает ученый. – Он стимулирует и интерес местных элит. Это очень важно, потому что до этого интерес был прохладный".
Что касается самих "путинских" амфор, то сейчас они находятся на обработке у ученых – байки о том, что Путин забрал их в личную коллекцию, ученый называет бредом. "Когда музей будет построен, мы их там выложим, еще и таблички поставим – что их достал лично Путин", – обещает Владимир Кузнецов.
Крутые друзья Путина
Самые колоритные и необычные друзья Путина – байкеры из московского клуба "Ночные волки" и их лидер Александр "Хирург" Залдостанов.
Появление Путина в 2009 году на съезде байкеров в Севастополе было совершенно неожиданным. Более того, оно неожиданным было и лично для Хирурга. "Остается неделя до начала байк-шоу в Севастополе, мне звонят и говорят, что я должен срочно прилететь в Москву. А я весь в запарах – некогда! Отказываюсь. А мне говорят: "Вы не поняли, вам звонят из приемной премьера!"
Уже в Москве Залдостанов от чиновников узнал, что Путин собирается приехать на его байк-шоу. Ни о причинах такого решения, ни даже о сроках Хирург ничего не знал. По его словам, он воспринимал все это как какую-то сюрреалистическую историю и поверил в ее реальность, только когда в Севастополь приехал правительственный лимузин, из которого вышел Владимир Путин и поздоровался с байкером: "Здравствуй, Саша!"
В тот момент, рассказывает байкер, он поверил в искренний интерес политика. Тогда Путин "благословил" его на пробег до Новороссийска и подарил флаг России с напутствием: "Пусть он вас бережет в дороге".
С тех пор Путин еще несколько раз появлялся на байкерских тусовках и даже ездил в байкерских колоннах на мотоцикле, в кожаной куртке и в темных очках.
Произошедшие с тех пор изменения в байк-движении видны невооруженным глазом. В декабре "Ночные волки" выиграли правительственный грант в 3,7 миллиона рублей на проведение новогодних елок для детдомовцев, мотоциклисты встречали в аэропорту прилетевших из Лондона олимпийских чемпионов и проводили "православные мотопробеги".
В знаменитом ночном клубе Sexton – логове "Ночных волков", одном из самых известных байк-клубов в стране, появились признаки какой-то новой жизни: здесь пахнет ладаном, висят православные распятия, собирают деньги на реставрацию храмов, проводят елки для сирот и выпускные для школьников, а байкерскую публику разбавили респектабельные отцы семейств.
А ведь когда-то все было иначе – созданная еще в 80-х годов банда Хирурга славилась своим анархическим духом, а в 90-е байкеры проводили языческие ритуалы со сжиганием крестов и оргиями.
"Хирург повзрослел", – хвалят его единомышленники. "Просто продался властям", – ругают его оппоненты. Изменения в "Ночных волках" далеко не всем по нраву, часть старых байкеров разбрелась по другим клубам, а Александр Залдостанов в этом году награжден орденом Почета "за активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, участие в поисковой работе и увековечении памяти погибших защитников Отечества".
"Человек как человек"
В 2005 году президент получил письмо от 10-летнего мальчика, больного раком – Димы Рогачева. Дима писал Путину, что его самая большая мечта – поесть вместе с ним блинов. "Дима родился в Калужской области, в небольшой деревне, он не хотел ехать лечиться в Москву, – рассказал РИА Новости директор центра детской гематологии, онкологии и иммунологии Александр Румянцев. – Но односельчане сказали: езжай, встретишь Путина, чаю с ним попьешь".
Шутливые уговоры на мальчика подействовали, и он согласился. Обещание односельчан сбылось: журналисты передали письмо мальчика Путину, и тот не смог отказать ребенку.
Они встретились в Москве, в Российской детской клинической больнице (РДКБ), где Диму лечили от лейкоза. Впечатленный стесненными условиями, в которых лечат детей от этой страшной болезни, Путин пообещал мальчику построить большой и современный детский онкологический центр.
Сам Дима Рогачев до выполнения президентом этого обещания не дожил – его лейкоз дошел до той стадии, когда врачи уже ничего не смогли поделать, и в 2012 году он умер в больнице в Израиле. Впрочем, жизнь продолжается – как рассказал РИА Новости директор центра Александр Румянцев, у родителей Димы с тех пор родились две дочки. Обе абсолютно здоровы.
1 июня 2011 года центр был торжественно открыт на юго-западе Москвы – на месте пустыря, что около РДКБ. По предложению президента, новому федеральному научно-клиническому центру детской гематологии, онкологии и иммунологии дали имя Димы Рогачева.
Сегодня центр поражает масштабами – в год через него проходит около 3 тысяч детей, в центре работают 1400 сотрудников, в том числе несколько приглашенных иностранцев – светил в своей области. Работать в центр приехали и несколько российских специалистов, в 90-е годы уехавших за границу.
Маленьких пациентов лечат на самом современном и дорогом оборудовании, для них работает 11-летняя школа, кружки и многое другое. Центр собирается обзавестись собственным загородным пансионатом, где дети будут проходить реабилитацию, и построить циклотрон для производства радионуклидов, необходимых для позитронно-эмиссионной томографии пациентов.
Впрочем, хватает и проблем: родители из регионов жалуются, что мест в центре на всех желающих не хватает, а сами врачи – на то, что уровень их зарплат пока что ниже средней зарплаты врача по Москве.
Дружба Путина с маленькими пациентами центра, между тем, продолжается. На церемонии открытия тогдашний премьер познакомился еще с одной пациенткой – 8-летней Соней из Пскова. Она подарила Владимиру Владимировичу кофейную чашку с блюдцем, которые сама разрисовала, и попросила разрешения побывать "в Кремле в красной башне". Когда через полгода после открытия Путин снова приехал в центр и снова встретил Соню, она не постеснялась напомнить о своей мечте.
Делать нечего – ровно год назад, 9 мая, сразу после Парада Победы, Путин пригласил Соню с родителями в Кремль, где их встретил профессиональный экскурсовод.
Спустя год Соня все еще лечится в центре, рассказал РИА Новости Александр Румянцев. Исход ее болезни пока не ясен. "За ее жизнь мы не опасаемся, но вот каково будет качество этой жизни…", – сокрушается ученый.
Родители Сони проводят все время со своей дочкой. Мама живет в одной из комнат пансионата, открытого в центре. Папа, чтобы быть поближе к семье, устроился работать в этот же центр руководителем IT-направления.
Год назад, когда девочка встречалась с Путиным, журналисты поинтересовались, о чем она попросила президента. Соня призналась: она пожаловалась главе государства на то, что в жилых комнатах центра очень не хватает морозильников, где можно было бы хранить полуфабрикаты (комнаты пансионата оборудованы кухнями).
"Ему скоро плохо уже будет [от наших просьб]", – посочувствовала девочка президенту, к которому больные дети обращаются с новыми и новыми просьбами. "У него профессия такая, все от него требуют чего-то", – успокоили ее журналисты.
Соня тогда не согласилась: "Нет, он обычный человек. Нормальный. Человек как человек".