О деятельности Экспертно-консультативного Совета при Комитете СФ по бюджету и финансовым рынкам, о проблемах государственного регулирования финансового рынка в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель председателя комитета Владимир Петров.
— В июле 2012 года комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам принял решение создать Экспертно-консультативный совет. Не могли бы вы рассказать о деятельности этого совета?
— Главная цель его создания — привлечь представителей гражданского общества и экспертов к законотворческой деятельности нашей палаты. К этому времени уже накопилось немало вопросов, касающихся совершенствования налогов, формирования программного бюджета, регулирования внебиржевых финансовых рынков. Совет занимается подготовкой предложений, направленных на реализацию государственной политики законодательного регулирования внебиржевых финансовых рынков.
Советом был проведен анализ результатов мониторинга законодательства РФ в сфере внебиржевого финансового рынка. Мы проанализировали состояние и качество той части финансовой инфраструктуры, участниками которой являются кредитные брокеры, форекс операторы, страховые операторы и финансовые советники. Определили положительные аспекты применения существующего государственного регулирования в других сферах финансового рынка, а также обобщили международный опыт. В итоге, в декабре 2012 года был подготовлен проект федерального закона "О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации".
— В чем особенность этого законопроекта?
— Законопроект является самостоятельным документом, мы не ограничились внесением отдельных изменений в существующие законы. Проект затрагивает сразу несколько сегментов финансового рынка, которые в настоящий момент не отрегулированы на законодательном уровне. Анализ деятельности нескольких категорий финансовых брокеров, оперирующих на внебиржевых финансовых рынках, позволил определить критерии, по которым их можно отнести к единому профессиональному сообществу — финансовым посредникам (профильным операторам, объединенным в подгруппы соответствующего вида деятельности).
В законопроекте заложен механизм многоуровневого регулирования этого сегмента финансового рынка, в основе регулирования — контроль деятельности брокерских компаний, который осуществляют саморегулируемые организации профильных операторов. В свою очередь, принципы создания, правила государственной регистрации и деятельность самих организаций профильных операторов находится под государственным надзором уполномоченного федерального органа. Этот госнадзор должен осуществляться согласно стандартам и правилам, которые разрабатываются профессиональной общественной экспертной организацией. Проект этого федерального закона предусматривает разработку и применение национальных стандартов для регулирования нескольких категорий финансовых посредников: кредитные брокеры, форекс операторы, страховые операторы и финансовые советники.
В законе также отмечается, что первоочередной задачей становится подготовка и сертификация специалистов — операторов внебиржевого финансового рынка, поскольку успешная деятельность таких специалистов требует специфических навыков и опыта.
— Сегодня много говорят об офшорах и деофшоризации. Ваш законопроект затрагивает эту проблему?
— Многие бренды, действующие на внебиржевом финансовом рынке в России, относятся к международным корпорациям, работающим в иностранных юрисдикциях. Поэтому регулирование финансовых рынков в России требует заключения межгосударственных актов о взаимодействии в этой области, в том числе в деле разработки и утверждения программ сертификации, а также национальных стандартов профессиональной деятельности.
Законопроект о регулировании сразу нескольких сегментов внебиржевого рынка посреднических финансовых операций дополнит меры, принимаемые правительством РФ для противодействия уклонению от уплаты налогов, что в результате позволит увеличить поступление налогов и сборов в бюджет, уменьшит отток капитала за границу и послужит рычагом деофшоризации российской экономики.
— В настоящее время растет интерес к регулированию на рынке форекс: проходят тематические выставки, конференции, идет общественное обсуждение. Компании-участники этого сегмента рынка создают объединения и выдвигают свои предложения по регулированию рынка. Как вы к этому относитесь?
— Действительно, наряду с усилением роли государства в построении механизмов регулирования финансового рынка происходит и активизация коммерческих корпораций и их объединений, которые выступают с различными предложениями. Однако необходимо объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, участвующих в такой деятельности. Кроме того, многие из представленных компаний являются дочерними структурами корпораций, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, в том числе оффшорных.
Многие компании активно рекламируют себя в данной сфере деятельности, но как может простой российский потребитель квалифицированно оценить предлагаемые ему с телевизионных экранов советы и услуги лиц, называющих себя профессионалами рынка? Таким же образом в свое время происходила реклама финансовых пирамид, и доверчивые граждане теряли последние сбережения. Сейчас не 90-е годы, и государство научилось создавать адекватные механизмы защиты прав потребителей и внедрять методы регулирования, которые позволят развивать рынок финансовых услуг.
Цель государственного регулирования должна заключаться не в запрете потребителям пользоваться финансовыми услугами, а в предоставлении доступа к таким операторам рынка, которые отвечают установленным профессиональным требованиям.
Поэтому создание Экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынком стало своевременной мерой. Комитет будет способствовать совершенствованию отечественной финансовой системы, предлагая законодательные инициативы на основе профессиональной экспертной оценки. Комитет проводит работу по разработке методологий и стандартов рынка, взаимодействуя с профильными участниками рынка, специалистами из государственной образовательной и финансовой сферы. Наши инициативы призваны обеспечить интеграцию финансовой деятельности с динамично меняющимися условиями российского правового поля.