Трагедия атомной подлодки "Курск", которая произошла почти 13 лет назад, выявила огромную проблему — отсутствие у Военно-морского флота России современных средств спасения экипажей подводных лодок, водолазных комплексов и глубоководных аппаратов. Сразу после трагедии командование ВМФ при поддержке правительства страны приняло решение закупить новейшее водолазное оборудование за рубежом, в том числе комплекс "Пантера+", необитаемые глубоководные аппараты "Тайгер" и "Веном". Тогда же была начата разработка современных отечественных средств спасения подводников.
История российского подводного флота >>
Сегодня по заказу ВМФ России создаются конкурентоспособные обитаемые глубоководные аппараты и спасательные суда типа "Игорь Белоусов". Российские корабли подводные лодки возвращаются в Мировой океан, и ВМФ России необходимо иметь в составе современные аварийно-спасательные силы.
Накануне профессионального праздника – Дня водолаза — который отмечается в России 5 мая, специальный корреспондент РИА Новости Анна Юдина встретилась с главным военным водолазом России, начальником Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ, капитаном первого ранга Дамиром Шайхутдиновым. Он рассказал о том, где сегодня готовят военных водолазов, на какие глубины они погружаются и какие глубоководные аппараты и роботы они могут сегодня использовать для спасения аварийных субмарин.
- На каком этапе находится сейчас модернизация аварийно-спасательных сил ВМФ, в какие сроки она должна быть завершена? Как повлияет на этот процесс Концепция поисково-спасательного обеспечения, которая сейчас прорабатывается в Генштабе?
— Вы абсолютно правы, в настоящее время Главным командованием ВМФ совместно с ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" разработана концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Данная Концепция одобрена министром обороны и в настоящее время проходит согласование с центральными органами военного управления Минобороны России.
Концепция предусматривает развитие системы управления, в том числе внедрение автоматизированных систем, строительство новых спасательных судов, перспективных средств оказания помощи аварийным кораблям, включая водолазное снаряжение, обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, а также развитие системы подготовки спасателей и водолазов ВМФ.
В настоящее время мы находимся на этапе строительства судового состава, модернизации существующих образцов поисково-спасательной техники за счет внедрения достижений отечественной науки и лучшего мирового опыта. Я думаю, что этот процесс должен быть постоянным. Флот не стоит на месте, мы будем постоянно осваивать новые методы спасения и повышать эффективность нашей работы.
- Какие новые комплексы, костюмы, обитаемые и необитаемые аппараты для работы водолазов поступают на флот? Каких разработок больше – нашего или зарубежного производства?
— Существуют направления развития спасательных технологий, где мы находимся на уровне мировых стандартов, а кое-где отстаем. В настоящее время обитаемые подводные аппараты отечественных разработок не отстают, а по некоторым параметрам и опережают зарубежные аналоги. В этом году мы начнем испытание новейшего спасательного подводного аппарата "Бестер-1" (конструкторское бюро-проектант ОАО "ЦКБ "Лазурит", завод-строитель ОАО "Адмиралтейские верфи"), по своим характеристикам превосходящего зарубежные аналоги и обладающего способностью работать с водолазами.
А вот что касается глубоководных водолазных комплексов, приходится использовать зарубежные, более технологичные образцы. Речь идет о строительстве нового спасательного судна "Игорь Белоусов" с глубоководным водолазным комплексом фирмы "DIVEX". Но это не значит, что это направление будет полностью зависеть от иностранцев. На базе полученного иностранного оборудования мы планируем создавать отечественные комплексы. Так быстрее и дешевле. В качестве примера могу привести водолазное снаряжение СВУ-5 отечественного производства, не уступающее мировым образцам, которое в настоящее время поступает на флот. При его создании использовался опыт эксплуатации иностранных образцов.
В этом процессе есть трудности, самое главное, чтобы процесс создания новых образцов водолазной техники и оборудования был более динамичен. Нам нельзя терять время.
- Когда ожидается поступление на флота новых мобильных тренажеров типа "Каспиец", имитирующих отсек подлодки или корабля, в которых водолазы могут отрабатывать навыки работы в "полевых" условиях? Будут ли созданы на флотах специализированные бассейны для боевых пловцов?
— Поставляемые в Военно-морской флот учебно-тренировочные комплексы "Каспий" предназначены для подготовки по борьбе за живучесть и спасательной подготовки экипажей кораблей и подводных лодок.
В настоящее время осуществляется закупка и поставка многофункционального учебно-тренировочного комплекса контейнерного исполнения производства ОАО "НПП "Радуга". Этот комплекс позволяет проводить подготовку водолазов, в том числе и для частей специального назначения, а также готовить водолазов различных квалификаций: взрывников, сварщиков и др. Такими комплексами постепенно будут снабжены все подразделения специального назначения.
Однако хотел бы отметить, что на тренажерах можно отработать первичные навыки выполнения водолазных работ. Ничто не заменит отработки водолазов в море. С этой целью мы проводим ежегодные учения по оказанию помощи аварийной подводной лодке на флотах. Так, в период с 15 по 18 апреля сего года такое учение было проведено на Северном флоте, где в реальных сложных условиях Северного моря была проведена спасательная операция по оказанию помощи экипажу "аварийной" подводной лодки.
- Будут ли строиться аварийно-спасательные суда для ВМФ России, помимо судов проекта 21300 ("Игорь Белоусов"), и если да, то какого класса?
— Помимо спасательного судна «Игорь Белоусов», в конце 2013 года планируется поступление спасательного буксирного судна "Виктор Конецкий" (Ярославский судостроительный завод) для Балтийской флота, спасательного буксирного судна "СБ-45" (Астраханский судостроительный завод) для Каспийской флотилии, четырех катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения ("Нижегородский теплоход") для Черноморского флота и четырех перспективных катеров аварийно-спасательного обеспечения (ОАО "КАМПО") для Балтийского флота. Также в 2014 году планируется строительство спасательных буксиров для Северного флота (судостроительный завод "Пелла").
Помимо строительства новых, продолжается модернизация спасательных подводных аппаратов типа "Приз" (конструкторское бюро-проектант ОАО "ЦКБ "Лазурит"). Прошли модернизацию спасательные подводные аппараты "АС-26" и "АС-30". В настоящее на Канонерском судоремонтном заводе (Санкт-Петербург) завершается модернизация спасательного подводного аппарата "АС-30". В ближайшее время запланирована модернизация спасательных подводных аппаратов "АС-34" и "АС-36".
- Насколько активно будет внедряться робототехника в спасательные средства нового поколения? О каких ее разновидностях может идти речь, если мы говорим об аварийно-спасательных силах флота?
— Мы считаем это очень перспективным направлением. У нас уже есть опыт эксплуатации такой техники. Во многих случаях она значительно облегчает работу водолазов, делает ее более безопасной. На больших глубинах работают только роботы. Сейчас водолаз в глубоководном снаряжении может опускаться на глубину до 200 метров, а робототехника может работать на километровой глубине. В качестве основных направлений можно назвать создание автономных поисковых глубоководных комплексов, дальнейшее развитие так называемых привязных подводных роботов как водолазной поддержки, так и способных выполнять сложные работы под водой на больших глубинах, создание роботизированных систем управления обитаемыми аппаратами.
Появление на флоте судов с системой динамического позиционирования обеспечит прорыв в использовании робототехники в спасательном деле.
- Сколько всего в российском ВМФ водолазных школ, будут ли все они подчинены водолазному центру, который к 2016 году будет создан на базе 40-го НИИ в Ломоносове?
— В настоящее время в Военно-морском флоте функционирует одна школа подготовки водолазов в Севастополе. Как я уже говорил, концепция развития системы ПСО ВМФ предусматривает дальнейшее развитие системы подготовки спасателей и водолазов. Создание единого учебного центра подготовки спасателей и водолазов Военно-морского флота одобрено министром обороны. Этот Центр объединит в себе все уровни водолазов для частей специального назначения и аварийно-спасательных формирований, включая их переподготовку.
В составе данного Центра планируется создание современного учебно-тренировочного комплекса "Акванавт" для подготовки водолазов-глубоководников, спасательной подготовки подводников. Создание данного комплекса позволит осуществлять дальнейшее развитие отечественной технологии проведения глубоководных водолазных спусков.
- Известно, что на Черноморский флот все водолазное снаряжение и все новинки аварийно-спасательного оборудования поступают со значительным отставанием. С чем это связано – особенностями отношений с украинской стороной или чисто объективными причинами?
— Это совершенно не соответствует действительности. Последние три года, учитывая активизацию действий сил Черноморского флота, а также подготовку к Олимпиаде в Сочи 2014 года, снабжение частей Черноморского флота современными образцами водолазной техники является приоритетным. Если и бывают трудности, то они носят только организационный характер и решаются.
- И все-таки насколько конкурентоспособна отечественная водолазная техника по сравнению с зарубежными образцами? Нет ли отставания от зарубежных стран с точки зрения технической оснащенности и обучения водолазов, особенно глубоководников?
— В 80-е годы система подготовки водолазов, поступавшая на флот водолазная техника, научные достижения (освоили погружение на 500 м) ничем не уступали зарубежным достижениям.
Однако по известным причинам развитие водолазного дела в 90-е годы значительно замедлилось. На уровень технических средств, используемых в водолазном деле, в значительной степени повлияло общее отставание в технологиях.
В настоящее время для ликвидации некоторого отставания нами выбран прагматичный подход, где необходимо производятся закупки иностранного оборудования, которое должно обеспечить развитие отечественных технологий в водолазном деле. Я думаю, это позволит в скором будущем достигнуть хороших результатов.
- Будут ли военные водолазы участвовать в подъеме затопленной в Карском море АПЛ К-27 и затонувшей в Баренцевом море АПЛ К-159? Если да, то составлен ли план конкретных работ, каковы их сроки?
— Насколько мне известно, прорабатывается возможность подъема и варианты подъема этих подводных лодок. Это довольно сложная работа.
Активное участие в разработке технологий подъема принимает научно-исследовательский институт спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" (г. Ломоносов). Я думаю, что проведение данных операций в случае принятия таких решений без участия военных водолазов не обойдется.