Самолет-топливозаправщик ВВС США КС-135, принадлежащий Центру транзитных перевозок ВВС США, расположенному в международном аэропорту "Манас" столицы Киргизии, разбился в 14:55 (12:55 мск) в высокогорном ущелье в Панфиловском районе Чуйской области Киргизии приблизительно в 60 километрах от Бишкека и 10 километрах от границы с соседним Казахстаном. На борту самолета находились три члена экипажа, все граждане США, судьба которых неизвестна.
При разработке своего самолета модели 367-80 DASH 80, послужившего прототипом КС-135 Stratotanker, фирма Boeing с самого начала предусматривала его использование в качестве самолета-заправщика. На вооружении ВВС США и ряда других стран состоят три модификации этого воздушного танкера: A, R и Е.
Производство самолета-заправщика КС-135А было начато в 1956 году. Самолет предназначался для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress. Всего было выпущено более 730 самолетов этого типа.
Во внутрифюзеляжных и крыльевых баках самолета-заправщика КС-135А может быть размещено до 86,05 тысячи килограммов топлива, а максимальный запас для дозаправки составляет 43,5 тысячи килограммов. На самолете установлена система дозаправки топливом в полете с помощью телескопической штанги длиной до 14,3 метра, позволяющая производить дозаправку одного самолета.
С целью повышения тактико-технических характеристик самолета на базе КС-135А была разработана модификация KC-135R, опытный образец которой совершил первый полет в августе 1982 года. Новая модификация оснащена четырьмя высокоэффективными турбовентиляторными двигателями F108-CF-100, имеет усиленное шасси и усовершенствованное радиоэлектронное, электрическое и гидравлическое оборудование. Модернизирована также система управления самолетом.
Благодаря этим мерам самолет KC-135R принимает на борт на 6,1 тысячи килограммов топлива больше, чем КС-135А. При радиусе действия 4627 километров самолет этой модификации может передать заправляемым самолетам на 150 % топлива больше, чем его предшественник.
Производительность системы заправки при нормальной эксплуатационной КС-135А — 2,8 тысячи литров в минуту, при заправке стратегических бомбардировщиков — 3,4 тысячи литров в минуту, на модификации KC-135R повышена до 4,54 тысячи литров в минуту.
Начиная с 1985 года ВВС США реализуют программу переоборудования в модификацию KC-135R большей части имеющихся в их распоряжении 630 самолетов КС-135, чтобы продлить срок их службы до 2020 года.
Летно-технические характеристики самолета KC-135A
Длина самолета — 41,53 метра
Высота самолета — 12,7 метра
Размах крыла — 39,88 метра
Площадь крыла — 226,03 квадратных метров
Масса:
пустого самолета — 44664 килограммов
нормальная взлетная — 136806 килограммов
максимальная взлетная — 143335 килограммов
Внутреннее топливо — 86050 килограммов
Максимальная скорость — 982 километров в час
Крейсерская скорость — 888 километров в час
Практическая дальность — 14806 километров
Дальность действия — 1854-5560 километров
Практический потолок — 13715 метров
Экипаж — 5 человек
Полезная нагрузка:
типовая нагрузка — 37650 килограммов топлива.
максимальная нагрузка — 54432 килограммов топлива.