С.-ПЕТЕРБУРГ, 30 апр — РИА Новости, Любовь Лепшина. Трое велосипедистов-экстремалов из Петербурга доказали, что по льдам Арктики можно проехать на велосипедах. Экспедиция длилась 13 дней, за которые было пройдено около 300 километров. В состав команды вошли три человека: Илья Гуревич, Михаил Каменцев и Дмитрий Кимбер. Все они являются членами петербургского клуба "ВелоПитер", который объединяет около трех тысяч человек и считается одним из крупнейших в России. О том, с какими трудностями сталкивались участники велоэкспедиции, корреспонденту РИА Новости рассказал Илья Гуревич.
Вдохновил подвиг Травина
Идею отправиться в такой поход экстремалы, по словам Гуревича, вынашивали давно. Они хотели пройти путь, который в двадцатые годы прошлого столетия преодолел на велосипеде советский путешественник Глеб Травин. С тех пор никто не решался повторить его достижение.
"Первые попытки езды по льду у нас были еще в 1998 году. С тех пор мы побывали в разных местах. Ладога, Белое море, Байкал, Ильмень. Постепенно экспедиции становились все сложней и сложней. В 2004 году мы ездили в Якутию, на озеро Оймякон. В то время температура воздуха там была минус 47 градусов", — рассказывает Гуревич.
"Честно говоря, потерпели фиаско. Мы прошли от Амдермы до Усть-Кары вдоль южного берега Карского моря. Но весь этот путь мы именно прошли — пешком, таща велосипеды на себе", — вспоминает собеседник агентства. По его словам, было не очень холодно, а снега было много, он был глубоким и рыхлым, велосипеды просто зарывались в него и не могли ехать. "Мы применили на практике изобретение энтузиаста велосипедного дела Сергея Левичева — так называемую "велолыжу", — говорит Гуревич. "Велолыжа" напоминает обычную лыжу, которая крепится на переднее колесо, чтобы оно меньше проваливалось в снег, но это изобретение не выполнило свою функцию, отметил велосипедист.
"Мы все гадали: почему мы не ехали? Снег стал другим? Или климат? Или не в климате дело, а в том, что люди были другие? Может, Глеб Травин и вовсе шел пешком, как и мы, таща велосипед?" — размышляет Гуревич.
На подготовку следующей экспедиции ушло четыре года.
Вторая попытка
"Нам интересно было именно проехать маршрут Травина на велосипеде. Я считаю, что в этот раз все прошло успешно. Восемьдесят процентов пути мы ехали и лишь двадцать шли пешком. Думаю, это разумное сочетание", — рассказывает путешественник.
Для передвижения участники экспедиции подготовили специальные велосипеды с широкими колесами для большей проходимости.
В самом начале пути команда попала в сильную пургу, в которой передвигаться было невозможно.
"И вот лежим мы в палатке и гадаем, надолго ли такая погода. Пурга на Чукотке может длиться неделю и больше. А у нас с собой ограниченный запас продуктов", — делится переживаниями Илья. Погода прояснилась лишь через два дня, только тогда велосипедисты смогли продолжить путь.
"Мы столкнулись с этим уже в первый день похода. Взять такую простую вещь, как хомутики, которые мы хотели использовать для закрепления навигатора на руле. Часть из них ломалась на кусочки из-за мороза, а у остальных просто не работала застежка. Из-за этого навигаторы пришлось держать в кармане и делать остановки, чтобы свериться с маршрутом", — сетует Гуревич.
Возникали проблемы и посерьезнее. Из-за некачественного бензина выходили из строя горелки. У санок-волокуш, на которых везли палатки, запасы еды и посуду, оторвалось крепление, и их снова приходилось привязывать к велосипеду, но уже подручными средствами. Из-за этого смещался центр тяжести, сани начинали за все цепляться. В результате спортсмен несколько раз падал вместе с велосипедом.
"Во время подобных путешествий происходит некое внутреннее переосмысление жизненных ценностей. У меня, например, были мысли о том, что, гонясь за наживой, люди совершенно не думают о том, что их халатность и небрежность может стоить кому-то здоровья", — говорит Илья.
С риском для жизни
Природа тоже подготовила опасные неожиданности. Один раз Илья Гуревич вместе с велосипедом упал с трехметровой высоты.
"Я думал, что еду по ровному полю, и не заметил отвесного обрыва. Спустился сильный туман, и все пространство казалось сплошным белым полем без теней, и взгляду не за что было зацепиться. Вот и край этого обрыва слился с горизонтом и был совершенно незаметен", — рассказывает он.
К счастью, все обошлось благополучно, велосипедист не получил травм. Спас сугроб.
Второй случай произошел опять же с Ильей. Он, уже без велосипеда, провалился в трещину между льдинами, которую не заметил из-за слоя снега, покрывавшего разлом.
"Мне повезло, что трещина оказалась достаточно узкой, и я застрял в ней и потом, опираясь на локти, вылез. А так глубина разлома была солидной. Думаю, до самой воды", — рассказывает экстремал.
Походный быт
В отличие от Глеба Травина, который устраивал место для ночлега в снежном сугробе, путешественники ночевали в палатках, специально сконструированных для сложных климатических условий. У них была современная термоодежда — легкая и теплая, в также крепкие ботинки.
Питались они в основном сублимированными продуктами. Как сказал Илья, "брали с собой то, что можно не варить, а заваривать, поскольку для приготовления еды использовали горелки, а запас бензина для них был ограниченным". В походных условиях менялось и отношение к продуктам.
"Например, у нас с собой был сухой кисель, который мы взяли просто на всякий случай. В городе никто из нас такой пить бы не стал. А в походе не могли дождаться вечернего привала, когда мы, наконец, сможем выпить этого горячего киселя. И он нам казался таким вкусным!" — вспоминает со смехом путешественник.
"Полярники накормили нас свежей олениной, добытой ими на охоте", — рассказывает Илья.
Он добавил, что в условиях безлюдной Арктики станция показалась им приличным населенным пунктом. К тому же там были свет и тепло. В этих комфортных условиях команда провела два дня и после продолжила свой маршрут. Полярники на Валькаркай были единственными людьми, которых встретили на своем пути участники экспедиции.
Зайцы размером с собаку
По словам Гуревича, во время экспедиции они видели и нерп, и северных зайцев. "Меня поразило, какие там крупные животные. Зайцы, например, размером с небольшую собаку. Видимо, чтобы существовать в суровых условиях, организм должен быть крупным и упитанным", — делится он впечатлениями.
Однако близких встреч с дикими животными не было. Как рассказал Илья, белых медведей они не видели вовсе, хотя те, скорее всего, были неподалеку.
"Мы видели следы, совсем свежие, судя по тому, что вода с мокрых медвежьих лап еще не успевала замерзнуть на снегу", — говорит Илья. Попадались им и следы песцов и полярных волков.
Все могло закончиться иначе
По мнению Гуревича, экспедиция в конечном счете была успешной.
Мы доказали, что по льдам Чукотки можно проехать на велосипедах", — радуется спортсмен. Хотя, по его словам, путешествие могло иметь и печальные последствия.
"Возвращаясь домой на самолете, сверху мы увидели, что там, где пролегал наш маршрут, лед оторвало от берега и унесло к океану километров на двадцать. Страшно даже подумать, что бы было, если бы это произошло, когда мы там ехали. Все-таки Север нам благоволил", — подвел итог путешественник.