Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Европейский суд по правам человека признал незаконным и политически мотивированным решение об аресте и содержание под стражей экс-премьера Юлии Тимошенко. В жалобе, которая была подана в ЕСПЧ 10 августа 2011 года защитой Тимошенко, было довольно много пунктов, касающихся содержания ее в тюрьме и "незаконного перемещения". Однако главными были именно тезисы о незаконности самого ареста и политической мотивированности всего преследования.
То, что стало несомненной победой Юлии Тимошенко, возможно, отнюдь не станет катастрофой для ее главного противника, президента Украины Виктора Януковича. Не исключено, что о содержании страсбургского вердикта он догадывался заранее. И не только он.
Конец украинской зимы
Гости вместо запланированного часа проговорили с Януковичем три. Как теперь ясно, говорить было о чем. Как отмечают очевидцы, расставались хозяева и гости безо всякого намека на ту холодность, которая царила на саммите Украина-ЕС двумя месяцами раньше.
Никто на встрече, судя по словам ее участников, не скрывал понимания того, что за два месяца, прошедших после саммита, Украина особого усердия в исполнении настоятельных европейских рекомендаций не проявляла. Но, как оказалось, зима прошла.
"Мы отметили, что недавно вы ускорили проведение реформ", – сказал польский министр иностранных дел Радослав Сикорский. Но, как быстро выяснилось, никаких иллюзий по поводу этого ускорения Евросоюз не питает, и украинскому руководству снова было напомнено о недопустимости выборочного правосудия.
Цена снисходительности
На саммите в феврале Украине, казалось бы, совершенно недвусмысленно дали понять: время на исправление ошибок у нее – до конца мая. Опоздание чревато фактической катастрофой – срывом подписания в ноябре на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
На этом мероприятии такие соглашения будут подписаны, скорее всего, всеми членами этого объединения, и единственная страна, которая рискует остаться вне подписания – Украина.
Более того, Киеву тогда дали понять: если он не поспеет в этом году, то есть до того самого конца мая, то вопрос придется отложить на 2016-й, поскольку в 2014-м выборы в Евросоюзе, а в 2015-м – на Украине. Брюсселю и Киеву будет не до ассоциации. И, как явствовало из переговоров, никакого европейского будущего Украине не светит до тех пор, пока не будет освобождена Юлия Тимошенко.
Но теперь, после встречи с министрами, Украину будто не просто простили – ее поощрили. Украине больше не надо спешить к концу мая. Теперь срок – конец лета, с мягким уточнением европейцев, что, конечно, если Украина со всем справится накануне Вильнюса, будет конечно, поздно. В том, что она справится, сомнений уже будто бы и не было.
О том, что Украине дадут дополнительное время, многие подозревали и до приезда министров. Но все при этом задавались вопросом: как эта снисходительность будет увязана с позицией по делу Тимошенко.
Теперь, возможно, ответ получен.
Кто поедет в Вильнюс?
То есть, если не помилуют, то, с учетом проволочек, как раз к ноябрю.
Вышедшие из президентского кабинета министры были к журналистам приветливы. Но, будто сговорившись, не отвечали только на один вопрос – о Юлии Тимошенко.
Некоторые эксперты напоминают: позиция новых восточноевропейских членов Евросоюза по делу Тимошенко значительно жестче, чем у западных европейских ветеранов. Как вообще ко всему, что происходит на постсоветском пространстве. Однако на этот раз отсутствие желания что-то по этому поводу говорить выглядело глубоко солидарным.
Судя по всему, то, что европейцы полагали катастрофой для Украины, оказалось страшным сном для них самих. Практически все члены "Восточного партнерства" в ноябре будут связаны с Евросоюзом ассоциацией, и только Украина – нет.
Два сценария для Юлии Тимошенко
Сам ли догадался об этом Янукович или просто все так совпало, но именно Европе пришлось искать компромисс с Украиной, и украинской оппозиции остается только скорбно наблюдать за тем, как она разделяет участь оппозиции белорусской, с которой Запад уже давно разговаривает формально, досадливо отмахиваясь от ее призывов наказать власть.
Накануне решения ЕСПЧ министр юстиции Украины Александр Лавринович заявил: президент может помиловать Тимошенко даже несмотря на то, что комиссия по помилованию при президенте не рекомендовала ему это делать.
И теперь в дальнейшей истории Юлии Тимошенко есть два сценария.
Первый – оптимистичный для нее: может быть, Европа и в самом деле договорилась с Януковичем о том, что Тимошенко выйдет на свободу – или накануне Вильнюса, или, как предположила Валентина Теличенко, раньше.
Даже если она будет помилована с потерей права баллотироваться в президенты в 2015 году, у нее будет больше года для того, чтобы принципиально изменить ход предвыборной борьбы.
Можно предположить, что на такой риск Янукович мог бы пойти, только заручившись серьезными гарантиями поддержки со стороны Запада, которых отчаялся дождаться со стороны России.
Но никакой выбор Украины не является окончательным и решающим. Делая шаг в сторону Евросоюза, Киев всегда имеет в виду следующий шаг в сторону Москвы. Просто так получается, что каждый шаг на Запад немного длиннее, чем шаг на Восток.
Запад же, добившись помилования Тимошенко, сможет считать себя свободным от обязательств перед ней лично и "оранжевыми" вообще. В Вильнюс в этом случае Янукович поедет настоящим другом Европы, и с этим ему можно готовиться к 2015 году. И, понятно, рассказывать об этом журналистам после встречи "Янукович – ЕС" было совершенно не обязательно.
Есть, правда, вероятность второго сценария. Может быть, Европа просто сочла требование о помиловании Тимошенко завышенным. Свой моральный долг она исполнила решением ЕСПЧ, а реальная политика – она и есть реальная политика. И в этом случае делиться с журналистами тоже совершенно нечем и незачем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции