МОСКВА, 30 апр — РИА Новости. Росавиация после инцидента с российским гражданским самолетом в небе над Сирией, который в понедельник якобы подвергся ракетному обстрелу, рекомендовала авиакомпаниям в РФ приостановить пассажирские перелеты над странами, где ведутся военные действия. Между тем, информации от пилотов об обстреле не получали ни сирийские наземные службы, ни российские диспетчеры.
Эксперт в области ПВО заявил РИА Новости, что лайнер не смог бы "увернуться" от зенитной ракеты, поскольку не имеет достаточных средств защиты и маневренности.
Запрет на полеты
Во вторник Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) рекомендовало российским авиакомпаниям запретить до особого указания пассажирские перелеты над странами, где ведутся военные действия. В понедельник самолет российской авиакомпании NordWind Airlines, предположительно, подвергся обстрелу над территорией Сирии. В Росавиации сообщили, что экипаж самолета, летевшего из Шарм-эш-Шейха в Казань, при пересечении сирийского воздушного пространства зафиксировал боевые действия на земле, которые, по мнению пилотов, могли представлять угрозу для самолета и находившихся на борту 159 пассажиров. Позже авиалайнер благополучно приземлился в Казани.
Кроме того, ведомство советует всем авиакомпаниям и экипажам самолетов, выполняющих международные полеты, изучить рекомендации ИКАО для предотвращения поражения гражданских воздушных судов средствами боевого применения.
Российские авиакомпании, в частности, "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7, заявили, что не осуществляют полеты через воздушное пространство Сирии. Как отметили в "Трансаэро", "как только начались боевые действия в Сирии, авиакомпания приняла решение исключить ее (Сирии) воздушное пространство из всех своих маршрутов". Авиакомпания "ЮТэйр" сообщила, что придерживается аналогичной политики с конца марта 2013 года. Несмотря на увеличение времени полета, авиакомпания приняла такое решение в целях обеспечения безопасности, сказал представитель "ЮТэйр". Хроника развития событий в Сирии, фото, видео, свидетельства очевидцев, мнения экспертов в подборке материалов РИА Новости
Не доложили
Между тем, как сообщил РИА Новости во вторник представитель казанского аэропорта, экипаж самолета авиакомпании Nord Wind, следовавшего по маршруту Шарм-эш-Шейх — Казань, не докладывал диспетчерской службе международного аэропорта Казани об инциденте в воздушном пространстве над Сирией. По его словам, самолет Nord Wind из Шарм-эш-Шейха приземлился в казанском аэропорту в понедельник в 7.58 мск, второй самолет Nord Wind, прилетевший из Хургады, — в 22.10 мск. Кроме того, в понедельник рейс из Египта в Казань совершала и местная авиакомпания "Татарстан". Самолет этой компании приземлился в аэропорту Казани в 13.30 мск.
"Экипажи самолетов не докладывали диспетчерской службе казанского аэропорта о каких-либо инцидентах во время полетов", — сказал представитель международного аэропорта Казани.
Сирийские авиадиспетчеры тоже не получали ни одного сигнала об обстреле пассажирского самолета в воздушном пространстве Сирии.
"Мы связались со службой, ведущей наблюдение за движением в воздушном пространстве Сирии: все диспетчерские службы в аэропортах Дамаска и Латакии и другие наземные службы не подтверждают информацию о том, что какой-либо российский самолет был обстрелян в воздушном пространстве Сирии, этого не подтвердила ни одна наземная служба в Сирии, не было ни одного сигнала об этом инциденте", — сообщила РИА Новости гендиректор государственной сирийской авиакомпании "Сирийские авиалинии" Гайда Абельлатыф.
А был ли обстрел?
Как заявил один из российских экспертов в области ПВО, комментируя сообщения о том, что пилоты самолета NordWind в понедельник в небе над Сирией на высоте примерно 7 километров видели вспышки, которые могли быть следствием взрывов ракет ПВО, пассажирский самолет не имеет шансов избежать поражения зенитной ракетой.
"Если бы наземные средства ПВО захватили в качестве цели гражданский самолет, то трагедия в небе была бы неизбежной", — сказал он РИА Новости во вторник.
По его словам, даже устаревшие советские комплексы ПВО типа "Печора", которые поставлялись в страны Ближнего Востока в 1950-60-е годы, смогли бы уничтожить самолет, так как высота их поражения составляет до 20 километров. При этом, отметил он, переносные комплексы (ПЗРК) типа "Игла", "Стрела" и даже более поздний американский "Стингер" не могут поразить цели на высоте более 4 километров. Читайте о самых необычных и интересных названиях военной техники и оружия, а также о том, почему они так называются в материале "Буратино", "Балеринка" и "Молодец" российского оборонного комплекса.
Эксперт не исключил, что вспышки, которые увидели российские летчики, могли быть следствием самоликвидации ракет ПЗРК, если на земле в тот момент шли боевые действия и одна из воюющих сторон применила ПЗРК против штурмовой авиации или вертолетов противника.
"В этом случае самолет или вертолет мог совершить противозенитный маневр, после которого ракета могла отклониться от курса, уйти на высоту и там самоликвидироваться, что и могли наблюдать летчики пролетавшего А-320", — сказал собеседник агентства.