МОСКВА, 25 апр — РИА Новости. Стыковку "Прогресса М-19М" с Международной космической станцией (МКС) намечено осуществить в автоматическом режиме, заявил РИА Новости президент — генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лопота.
Стыковка корабля запланирована к свободному причалу служебного модуля "Звезда" российского сегмента МКС 26 апреля в 16.26 мск.
"Пока идем по штатной программе, будем стыковаться в автоматическом режиме. Если по ходу возникнут какие-то замечания, оперативно перейдем в ТОРУ (телеоператорный, или ручной режим управления)", — сказал он.
Лопота уточнил, что попытки открыть заклинившую антенну будут продолжены.
"У нас есть еще сутки времени. Попробуем ее открыть. Даже если не получится, помешать стыковке антенна не должна", — заключил глава РКК "Энергия". Для проведения стыковки предусматривается реализация резервного автоматического режима сближения и причаливания, в котором информация с нераскрывшейся во время полета "Прогресса" антенны системы "Курс" не используется.
Антенна системы навигации на российском космическом грузовике "Прогресс М-19М" не раскрылась после вывода его на орбиту в среду днем. Ранее представитель ЦУП-ЦНИИмаш сообщал РИА Новости, что это не повлияет на маневры дальнего сближения корабля с МКС. Антенна системы "Курс" представляет собой небольшое устройство, располагающееся сбоку от торцевой части стыковочного механизма "Прогресса".
Подробнее о проблемах с антенной на "Прогрессе М-19М" >>
С "Прогрессами" уже бывали подобные ситуации. Так, 27 октября 2006 года выяснилось, что уже после стыковки корабль "Прогресс М-58" не удаётся плотно притянуть к МКС, причальные крюки не защелкнулись, поэтому люки открывать нельзя. Зазор образовался из-за не сложившейся антенны системы сближения и стыковки "Курс".
Тогда специалисты ЦУП рассматривали три варианта выхода из нештатной ситуации. Первый — попробовать стянуть корабль и станцию, чтобы обеспечить более плотный захват и нивелировать зазор между ними. Но была опасность, что зажатая антенна системы "Курс" может повредить стык. Второй вариант — отвести корабль от станции и вновь притянуть ее, и третий вариант — выход экипажа МКС в открытый космос.
Специалисты решили не отстыковывая, отвести "Прогресс" от МКС на причальной штанге длиной 40 сантиметров. После этого было решено повторно стянуть "Прогресс" и МКС. Операция прошла успешно, внепланового выхода в космос экипажа МКС не потребовалось.
Нештатные ситуации c российскими космическими аппаратами в 2005-2013 г>>