Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Специальности сокращают в классификаторе, а не в вузах

© Fotolia / picsfiveСтуденты в аудитории
Студенты в аудитории
Сокращение числа специальностей в вузах – процесс долгий, и идет он не первый год. Но разъяснение решений требует больше времени, чем его принятие, напоминает Сергей Петухов. Иначе неминуем переполох.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Сокращение числа некоторых специальностей в вузах должно быть приурочено к вступлению с силу закона "Об образовании в Российской Федерации", то есть к 1 сентября 2013 года. То есть в ходе нынешней вступительной кампании абитуриенты будут зачисляться на "старые" специальности. Более того, массовые отмены специальностей вряд ли вообще произойдут в вузах в обозримом будущем.

На первый курс – по старым специальностям

По мере приближения окончания учебного года, сдачи ЕГЭ и зачисления в вузы растет нервное напряжение у выпускников и главное – у их родителей. На этом фоне слухи о любой новации Минобрнауки в этой области вызывает у народа возбуждение, граничащее с паникой, и появление в СМИ сообщений о радикальном сокращении числа специальностей в вузах (с более пятисот до примерно сотни) ожидаемо взорвало блогосферу.

Одна из участниц рабочей группы по ревизии вузовских специальностей, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина была явно удивлена такой бурной реакции.

"Сокращение специальностей, точнее, переход к их укрупненным группам, поэтапно идет с 2005 года. А что касается нынешнего этапа, то обновленный ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию – РИА Новости) должен быть утвержден к 1 сентября этого года, когда вступит в силу новый закон об образовании", – говорит профессор Абанкина.

Из этого следует, что абитуриенты и их родители могут расслабиться. В ходе летней вступительной кампании этого года поступать они будут в вузы на "старые" специальности. Точнее, на те, которые еще успели "укрупнить" за 8 лет с 2005 года.

Зачем сокращают специальности

Говорят, что ликвидируют устаревшие профессии, те, на которые нет спроса на рынке труда. Но это не объяснение. Такие "умершие" профессии действительно есть, например, преподаватель марксистско-ленинской философии. Но свято место пусто не бывает, вместо одного специалиста по истории КПСС появилась дюжина политологов и политтехнологов самых разных профилей, не говоря о теологах и религиоведах. Вместо инженеров по эксплуатации паровозов – логистики, взамен специалистов по АСУП и АСУ ТП (автоматизированные системы управления производством и технологическим процессом) – целый рой менеджеров и сисадминов.

Логика сокращения другая. По словам профессора Абанкиной, укрупнение специальностей и в перспективе максимальная их замена на направления оставляет больше степеней свободы выпускнику для приложения своих знаний в самых разных отраслях. К этому можно добавить также то, что поменять специальность на более востребованную проще, если и той, и другой официально как бы нет, а есть некое общее направление деятельности.

На всякий случай я уточнил у профессора Абанкиной, предполагается ли оставить, например, бухгалтера. Оказалось, что и его, дойдут руки, ликвидируют. "Финансисты, экономисты, госуправление – все это подпадает под одну специальность "экономика и управление", – заверила профессор.

Какие специальности не сократят

Пока не идет речь о сокращении специальностей в медицине, архитектуре, культуре и искусстве и отдельных инженерных специальностей, говорит Ирина Абанкина. Но среди перечисленных "профессиональных кластеров" только инженерные специальности (их несколько сотен) и культура с искусством (31 специальность) еще поддаются сокращению. А медицину (на сегодня там осталось 6 специальностей) и архитектуру (там и вовсе две: сама "Архитектура" и "Дизайн архитектурной среды") сокращать вроде и некуда.

Если же дело и впрямь дойдет до полной замены специальностей направлениями, то разновидностей дипломированных специалистов у нас будет всего пять: по естественно-математическому направлению, гуманитарно-социально-экономическому, образовательному, техническому и сельскохозяйственному.

До этого не дойдет, заверяет Ирина Абанкина. "Никто не запрещает вузу готовить специалистов, каких они хотят выпускать. Более того, сам студент будет выбирать себе траекторию обучения с учетом выбранной им специальности", – говорит она.

Тогда возникает вопрос, зачем вообще нужно было все это затевать и трепать нервы людям.

Польза и вред от сокращения специальностей

Польза от разумного и взвешенного сокращения ОКСО очевидна. Зачем содержать в вузе сразу две кафедры с двумя заведующими кафедрой и парным набором профессоров и доцентов по специальностям 0507003 "Педагогика хореографии" и 0508003 "История и теория хореографического искусства"? Понятно же, что, не зная истории и теории хореографии, нельзя ее преподавать. Зачем писать в дипломе физику, что он специалист исключительно по "Физике пучков заряженных частиц и ускорительной техники", когда и он сам, и все остальные знают, что человек с такой специальностью свободно ориентируется и с успехом может работать в любой смежной области высоких энергий.

Узкие специалисты, например, те же врачи разных специальностей, всегда будут нужны. Но большинству выпускников вузов явно выгодно иметь широкий профиль по диплому. С таким дипломом у него будет шире маневр на рынке труда. Собственно, этим – расширением возможностей для вузовских выпускников – занимается рабочая группа по оптимизации ОКСО последние восемь лет.

"Мне трудно сказать, что сейчас стало причиной такого всплеска эмоций. Упорядочение классификатора – процесс долгий, на это требуются годы. И этот процесс пока никак не затрагивает стандарты образования – государственные и вузовские. Никаких массовых отмен специальностей в вузах он не подразумевает", – говорит первый замдиректора Федерального институт развития образования Александр Лейбович, один из членов рабочей группы при Минобрнауки.

Тем не менее, информация о грядущих сокращениях вузовских специальностей уже пошла гулять по соцсетям, и негативные последствия "сокращения" очевидны. Они касаются не вузов, а самого Минобрнауки, а точнее – его главы Дмитрия Ливанова, которому как раз сейчас новый скандал совсем некстати.

"Ливанов – сильный министр, Но, к сожалению, на разъяснение его стратегии уходит порой больше времени, чем на ее разработку", – говорит Александр Лейбович.

С академиком Лейбовичем трудно не согласиться: работать надо, а не объяснять непонятливым. Судя по всему, так думает и сам министр Дмитрий Ливанов – и делает фатальную ошибку. Простой учитель может объяснить министру, что любой новый материал полагается объяснить в классе минимум трижды. Во вспомогательных школах (для умственно отсталых) число повторений удваивается: чтобы все поняли, объяснить одно и то же надо шесть раз подряд. Это азы специальности 0300003 "Образование".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала