Рейтинг@Mail.ru
Профессор Жбиковский: повстанцы в Варшавском гетто хотели погибнуть - РИА Новости, 19.04.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Профессор Жбиковский: повстанцы в Варшавском гетто хотели погибнуть

Читать ria.ru в
В 70-летнюю годовщину начала восстания в еврейском гетто в Варшаве, которая отмечается 19 апреля, польский историк Анджей Жбиковский рассказал о причинах и финале этого самоубийственного бунта.

В 70-летнюю годовщину начала восстания в еврейском гетто в Варшаве, которая отмечается 19 апреля, польский историк Анджей Жбиковский, профессор Центра изучения Восточной Европы Варшавского университета, сотрудник Еврейского исторического института рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Евгению Безеке о причинах и финале этого самоубийственного бунта.

– В начале 1942 года в Варшавском гетто жили более 400 тысяч человек, но летом того же года большая часть их была уничтожена в лагере смерти "Треблинка". Кто оставался в гетто к апрелю 1943 года?

– Официально тут жило 30 тысяч евреев, и еще столько же скрывалось после большой депортации лета 1942 года. Это были в основном более обеспеченные семьи, немного инженеров, немного полицейских, специалистов. Они работали на немцев в городе, а на ночь возвращались в гетто, где жили их семьи. Они готовили укрытия, готовились как-то пережить оккупацию.

– Почему вспыхнуло восстание в гетто?

– Восстанием его назвали позднее, а до этого называли более прозаично – еврейской самообороной. Это действительно был бунт молодежных групп, осознававших, что немцы выселяют последних евреев из Варшавского гетто, что их хотят убить, как убили в лагере "Треблинка" вывезенных ранее. К восстанию они готовились намного раньше. Первая попытка сопротивления произошла 17 января, когда немцы хотели выселить часть жителей гетто.

– На что рассчитывали восставшие?

– Это был серьезный выбор – сознательное решение оказать в принципе безнадежное вооруженное сопротивление, несмотря на то, что немцы еще были в России, и тогда непонятно было, проиграют они войну или победят.

– Сколько было повстанцев, кто они были, где они брали оружие?

– Повстанцев было около 700 человек. С сентября 1942 года они готовились оказать сопротивление, готовились к героической смерти с оружием в руках. Часть оружия и взрывчатки они покупали, часть получили от Армии Крайовой, но немного.

Там были две организации, которые не слишком ладили друг с другом. В Еврейскую боевую организацию входили левые сионисты. Их было больше, но они были плохо вооружены. Среди них была молодежь из "Бунда", коммунисты, которые выступали против Сталина.

Вторая организация, не столь многочисленная, но лучше вооруженная и глубже законспирированная – это Еврейский воинский союз. Раньше они мечтали уехать в Палестину, чтобы бороться там с арабами и англичанами. Мы о них мало что знаем, потому что почти никто из них не выжил, хотя стратегия у них была достаточно разумная: они прокопали под стеной гетто два туннеля и на арийской стороне оборудовали укрытия. Хотели встретить немцев огнем, а потом бежать к партизанам.

– Что случилось 19 апреля 1943 года?

– Немцы, когда пришли выселять, думали, что справятся за пару часов, как всегда. Но их обстреляли, забросали "коктейлями Молотова", и первая группа отошла. Через несколько часов они вернулись более подготовленными, шли осторожно, но снова были атакованы. Боестолкновение продолжалось до ночи и весь следующий день. Когда 21 апреля немцы снова вошли в гетто, повстанцы отошли на арийскую сторону, но через два дня вернулись и снова вступили в бой. Активные боевые действия продолжались два-три дня, пока у восставших не закончились боеприпасы.

Немцы изменили стратегию – теперь они шли от дома к дому, бросали в подвалы гранаты, пускали газ, жгли дома. Такое выжигание гетто продолжалось практически до конца. Символической датой окончания восстания считается 16 мая, когда бригаденфюрер Юрген Штроп приказал взорвать Большую синагогу, после чего он отправил Гиммлеру телеграмму: "Еврейский район Варшавы прекратил существование".

– Что случилось с мирными жителями?

– Из 60 тысяч, которые там были, около 32 тысяч немцы вытащили из укрытий – некоторые сами вышли – и вывезли в лагеря "Травники" или "Майданек", а из "Майданека" – в "Берген-Бельзен" или в "Аушвиц". Часть из них выжила. Некоторому количеству, может быть тысяче, удалось через канализацию выйти на польскую сторону, и часть из них тоже выжила.

Среди повстанцев освобождения дождались буквально от 10 до 20 членов Еврейского воинского союза. Около 60 бойцов вышли в район Ломянки под Варшавой. Часть из них занялась подпольной работой в Варшаве, участвовала в Варшавском восстании 1944 года. Часть пошла в партизаны под Вышков, и все они погибли.

– Сколько евреев спаслось?

– Считается, что в самой Варшаве скрывалось от 20 до 27 тысяч евреев, бежавших из гетто. Часть поймали немцы, часть погибла, как и другие варшавяне во время восстания. По разным оценкам, около 11 тысяч варшавских евреев дожили до освобождения из более 500 тысяч. Некоторые в руинах города дождались прихода советских войск в январе 1945 года, но таких было буквально три десятка.

– Как помогали польские подпольщики?

– Повстанцы предпринимали попытки сотрудничества с польским подпольем, но польское подполье не хотело, чтобы восстание распространилось на город. Оно считало, что тогда к ним присоединятся коммунисты, и месть немцев гражданскому населению будет страшной. Поэтому они пытались вывести этих бойцов в партизаны, но те хотели погибнуть.

– Что думали простые варшавяне о восстании в гетто?

– Люди в Варшаве конечно всё знали – гетто горело, все всё понимали. Подполье – и Армия Крайова, и слабые в Варшаве коммунисты – ощущали солидарность с восставшими. Их акции, например, неудачная попытка взорвать стену гетто, были демонстрацией поддержки. Позиция гражданского населения зависела от отношения к евреям. Есть много примеров гордости и поддержки, но есть и примеры, когда люди говорили: "Вот, евреев жарят". Немцы, как могли, использовали эти настроения. Тогда было время пасхи, и поляки в те дни жили религией. Известно, об этом писал Чеслав Милош, что недалеко от гетто немцы поставили карусели. Профашистская газета "Новый варшавский курьер" возложила на евреев ответственность за катынское убийство.

– Какое значение имеет восстание в гетто для евреев сегодня?

– Сразу же после войны много говорили о повстанцах, но не о самом восстании. Люди не хотели помнить о тех, кто позволил отвезти себя в "Треблинку", поэтому всё внимание было сосредоточено на подпольщиках. Они стали символом того, что евреи не позволят сделать с собой то, что с ними сделали тогда немцы.

Только в 60-е годы, после процесса Адольфа Эйхмана, сведения о Холокосте и восстании накапливались и продолжают накапливаться. Сегодня для Израиля это национальный праздник, символ государственности. В каждом музее Холокоста есть раздел, посвященный восстанию в Варшавском гетто.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала