Близится Первомай, а с ним и его самое многочисленное мероприятие — Монстрация. Все понимают, что Монстрации — быть, но мэрия не может согласовать маршрут, предложенный организатором Артемом Лоскутовым; а Лоскутов не понимает упорства чиновников. Проблема в том, что аполитичное, по сути, мероприятие играет на политическом поле, — считает политолог Алексей Мазур.
Монстрация сегодня — самое крупное первомайское мероприятие. Кто бы мог поверить в такую перспективу десять лет назад, в 2004 году, когда несколько десятков первых монстрантов не знали, к кому примкнуть на первомайской демонстрации. Сегодня даже коммунисты не набирают в свои колонны более тысячи человек, а Монстрация в прошлом году насчитывала не меньше трех тысяч участников. Нынешняя заявка обещает семь тысяч монстрантов.
Пародию возглавить невозможно
Сегодня те же коммунисты, может, и умножили бы свои ряды монстрантами, но как можно возглавить пародию на себя?
Монстрация — это пародия на традиционную политическую акцию — первомайскую демонстрацию, и лишь в этом ее политическая составляющая. Традиционные партии Монстрацию, естественно, не жалуют. А поскольку в политической культуре наших властных структур традиционализм силен, то сопротивление чиновников здесь также вполне логично.
Те, кто считает, что противостояние организаторов Мострации и чиновников мэрии сейчас сильно обострилось, ошибаются. Очевидно, они проспали 2009-й, когда Монстрацию не разрешили, а самого Лоскутова обвинили в распространении наркотиков и посадили в СИЗО. Тем не менее, Монстрация все равно состоялась, люди пришли, и стало понятно, что запрещать ее бессмысленно, потому что в таком случае участники перейдут к "партизанским" действиям. В следующем году ее разрешили, причем Монстрация стала более многочисленной — все события, связанные с ее запретом и арестом Лоскутова, послужили дополнительной рекламой мероприятия. Вообще, пиар Монстрации и Лоскутова является следствием, в основном, реакции властей.
Власть в ловушке
Власть Монстрацию больше не запрещает. Более того, мэрия считает, что пошла на большие уступки, она готова согласовать маршрут, которым Монстрация уже двигалась, — с финишем в Центральном парке; или любой другой маршрут — лишь бы в обход площади Ленина.
Дело в том, что монстранты наивно вклиниваются в ситуацию, у которой есть политическая история. В 2005 году благодаря эстафете на площади Ленина власти удалось вытеснить оттуда первомайскую демонстрацию коммунистов. Мэрия заняла отвоеванный плацдарм, а тут вдруг монстранты начинают задавать простые вопросы, на которые у власти нет простых ответов. Она в ловушке. Не может же мэрия сказать: "Если мы пустим на площадь вас, то на основании чего в другой раз не пустим туда колонну КПРФ?" Приходится представителям мэрии говорить, что надо было заранее побеспокоиться, подать заявку за полгода…
В общем, то, что с точки зрения власти — компромисс и шаг навстречу, с точки зрения Лоскутова — непонятное упорство из-за какой-то глупости.
Когда мэрия призывает кого-то быть умнее ее и заранее подать заявку — это странно, поскольку Лоскутов — гражданин и не его обязанность налаживать городскую жизнь. А вот в мэрии есть целый штат людей, которые получают зарплату за то, что взаимодействуют с общественными организациями, общественностью — они-то где эти полгода были? Ведь дурной сериал вокруг Монстрации разворачивается каждый год. На совещании у вице-губернатора Козодоя я предлагал заранее решать такие вопросы — по Монстрации в Первомай, по демонстрации КПРФ в ноябрьские праздники, но предложение осталось без ответа.
Лоскутов не любит слова "нельзя"
Я знаю Артема лет десять и, мне кажется, его характер иллюстрирует такой эпизод. Когда-то давно мы участвовали в совместном пикете. Лоскутов повалился в снег и корчился, изображая мучения укушенного вампиром человека. К нему подошел милиционер и сказал, что валяться и корчиться тут нельзя. Лоскутов немедленно потребовал показать закон, где прописаны эти запреты. При слове "нельзя" он сразу становится в бойцовскую стойку, и в данном случае — такая же ситуация. И пока Монстрацию запрещают — она ему интересна.
В спор мэрии и Лоскутова пытается вмешаться третья сторона — Инесса Рябинина подала заявку на проведение Монстрации по маршруту, предложенному Лоскутову мэрией. Это очередной этап их противостояния. В свое время, когда Рябинина подала иск к Pussy Riot за причиненные моральные страдания, то Лоскутов подал иск за моральные страдания к Рябининой. Оба остались при своих моральных страданиях, и нынешняя ситуация — это продолжение их сложных взаимоотношений. Единственное, что можно тут добавить, — Лоскутов стал ориентиром для участников, и вряд ли Рябинина сможет кого-то собрать. В свое время комитет мэрии по делам молодежи пытался организовать что-то вроде Монстрации — под их флагом собралось человек 15, не более.
Монстрация состоится в любом случае, а вот предсказать дальнейшие действия мэрии и Лоскутова я не возьмусь. Делать мероприятие "диким", несогласованным, никому не выгодно, но взаимное непонимание может сыграть злую шутку.