Аркадий Дубнов, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.
Время, прошедшее после последней встречи президентов России и Узбекистана, было одним из самых драматических периодов в отношениях двух стран. Прибывший с двухдневным визитом в Москву Ислам Каримов не виделся с Владимиром Путиным с июня прошлого года. Тогда российский президент по пути в Пекин на саммит ШОС сделал остановку в Ташкенте, где вместе с узбекским коллегой 4 июня 2012 года ими была подписана Декларация об углублении стратегического партнерства между двумя странами. В документе, в частности, давалась оценка взаимодействия и излагалось дальнейшее видение сотрудничества России и Узбекистана в рамках ООН, ШОС, СНГ и ОДКБ.
А уже через пару недель Ташкент объявил о намерении приостановить свое членство в ОДКБ. Нужно ли говорить, что это решение прозвучало для Кремля громом среди ясного неба и было воспринято, по меньшей мере, с недоумением… Должно было произойти что-то чрезвычайное в отношениях двух государств, чтобы заставить узбекское руководство пойти на столь экстраординарный шаг. Внятных объяснений этому до сих пор никто, ни с российской, ни с узбекской стороны, не дал…
Утверждают, что виной тому — эмоциональная реакция Ислама Каримова на ставшие ему известными концептуальные разработки ОДКБ по упреждению исходящих из Афганистана угроз, в которых не были учтены особые позиции Ташкента, изложенные узбекским лидером на московском саммите ОДКБ в декабре 2011 года. Надо иметь в виду, что президент Узбекистана считается среди своих коллег по СНГ самым сведущим в афганских реалиях, и его это могло лично уязвить.
О "дружбе" — почти ни слова
Так или иначе, но приостановление деятельности Узбекистана в ОДКБ, оформленное официально на последнем саммите Организации в декабре 2012 года, положило начало новому периоду в отношениях Москвы и Ташкента.
Стоит добавить, что некоторые члены ОДКБ даже вздохнули с облегчением в результате того, что Узбекистан перестал быть их партнером, уж слишком проблемными становились их конфликты в рамках одной военно-политической структуры.
Как только прошел первый шок от июньского демарша Ташкента, выглядевшего свидетельством его очередного внешнеполитического разворота от "стратегического партнерства" с Москвой в сторону тесного сотрудничества с Вашингтоном, узбекские дипломаты сделали попытку развеять подобное впечатление. В российскую столицу был передан неформальный сигнал, мол, на двухсторонних отношениях с Россией "развод" Узбекистана не скажется. Именно в этом ракурсе и следует рассматривать переговоры Путина и Каримова, которые пройдут в понедельник.
Заметим, что предваряя эту встречу на высшем уровне, пресс-служба Кремля подчеркнула, что она пройдет в рамках реализации той самой Декларации, что была подписана в июне прошлого года, после которой были надорваны доверительные отношения Москвы и Ташкента. Узбекский же официоз, анонсируя визит Каримова, ограничился лишь ссылкой на узбекско-российские договоры, подписанные еще в 2004-2005 годах…
В этой связи характерным выглядит состоявшееся в начале апреля этого года вручение узбекского ордена "Дустлик" ("Дружба") аккредитованным в Ташкенте послам четырех стран — Китая, Южной Кореи, России и США. Как указывает неподцензурный узбекский интернет-ресурс Uzmetronom.com, это событие можно рассматривать в качестве указания на те страны, которые Узбекистан хотел бы видеть в друзьях.
Любопытно, однако, что о церемонии награждения, проведенной министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым, сообщила на своем интернет-сайте лишь одна газета, а официальные узбекские СМИ, впрочем, как и сайты МИД и президента Узбекистана, хранят пока молчание…
Дешевле вернуть деньги, чем не летать в Россию
Перед прибытием своего президента в Москву узбекские власти постарались и другим образом подчеркнуть стремление восстановить дружеские отношения с российской стороной. В оперативном порядке была погашена задолженность Узбекистана по конвертации валюты в размере более 40 миллионов долларов почти полутора десяткам российских авиакомпаний, в первую очередь, "Аэрофлоту". В противном случае, в качестве ответной меры с российской стороны, в ближайшие дни самолетам узбекской авиакомпании угрожал запрет появляться в российском небе.
Впрочем, если бы не публичное обращение "Аэрофлота" к российскому руководству, неизвестно, чем бы закончилась эта история, ведь более мелкий российский бизнес, работающий в Узбекистане, до сих пор не может конвертировать в валюту зависшие на счетах банков этой страны узбекские сомы.
Уже длительное время неразрешенной остается другая проблема — судебных исков на сотни миллионов долларов, предъявленных в Узбекистане дочке российской МТС, "Уздунробита". Этот вопрос будет посложнее, чем проволочки с конвертацией, поскольку, как считает большинство наблюдателей, он связан с бизнес-интересами дочери президента Узбекистана, Гульнары Каримовой.
Однако можно с уверенностью утверждать, что эти щекотливые вопросы не окажутся предметом обсуждения двух президентов. Не станет г-н Каримов в приватном общении с Владимиром Путиным поднимать и тему преемственности власти в Узбекистане, как об этом толкуют нынче некоторые аналитики — как бы ни волновала эта перспектива правящую российскую элиту.
Если только, по праву хозяина встречи, Путин не захочет приветствовать гостя комплиментом по поводу замечательной физической формы, в которой находится 75-летний политический патриарх постсоветского пространства…
Москва между Ташкентом и Бишкеком
А вот что точно окажется в центре внимания переговоров, так это будущее Афганистана после вывода оттуда западных военных контингентов в 2014 году и непреходящая озабоченность Ташкента планами российского участия в строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС в Киргизии, стоимость которых сегодня оценивается в один и три миллиарда долларов соответственно.
Если на месте возведения четырех малых ГЭС в верхнем течении Нарына уже началось выравнивание рабочих площадок, то по Камбарате пока только готовится технико-экономическое обоснование (ТЭО). Параллельно, чтобы снять подозрения Узбекистана, уверенного, что возведение высотной плотины Камбаратинской ГЭС угрожает его безопасности, Москва и Бишкек дали согласие на проведение международной экспертизы проектов ее строительства.
При этом в Бишкеке (где не раз предлагали Ташкенту войти на любых приемлемых условиях в консорциум по строительству Камбаратинской ГЭС, чтобы иметь возможность контролировать происходящее) считают, что отказ узбекской стороны делает невозможным ее вето на это строительство при любых результатах экспертизы.
Афганская тема всегда оказывается приоритетной в переговорах с Исламом Каримовым. Обычно Владимир Путин подчеркнуто внимательно выслушивает оценки старшего коллеги. На этот раз новым в этом вопросе будут выглядеть планы участия Узбекистана в выводе американской военной техники и снаряжения из Афганистана.
Более чем вероятно, что Каримов еще раз заверит Путина, что ни о каких новых планах размещения военной базы США в Узбекистане не может быть и речи. Другое дело, что в Ташкенте рассчитывают на то, что часть своего военного снаряжения Вашингтон оставит в Узбекистане.
Без восточных любезностей не обойдется
Но, как утверждают осведомленные источники в американской столице, наблюдавшие за недавно состоявшимися там переговорами между госсекретарем США Джоном Керри и главой МИД Узбекистана Абдулазизом Камиловым, не все так просто здесь обстоит…
Дело в том, что согласно американскому законодательству, если третья страна желает выкупить бывшее в употреблении военное снаряжение, находящееся за пределами США, она должна сама обеспечить вывоз этого снаряжения. Это законодательство также запрещает сгружать на территории транзитных стран часть вывозимой через них американскими транспортами военной техники.
Существуют и проблемы в случае закупки Узбекистаном новой военной техники в США. Для этого должно быть получено разрешение американского конгресса, который должен учитывать не до конца отмененные Вашингтоном санкции на поставки вооружений в Узбекистан, которые были введены после кровопролитного подавления узбекскими властями беспорядков в Андижане в мае 2005 года, жертвой которых стали только по официальным данным около 170 человек…
Известно и то, что Джон Керри обусловил уровень развития американо-узбекских отношений теми конкретными шагами, которые будут сделаны узбекскими властями в соблюдении прав человека и демократизации в своей стране.
Но о чем бы ни говорили между собой Каримов и Путин, одно остается неизменным на протяжении уже многих лет: узбекский президент всегда готов излучать радушие и демонстрировать высочайшую степень восхищения лидерскими и прочими другими качествами российского коллеги. Так это было пять лет назад, когда Каримов публично в Кремле уговаривал Путина пойти в президенты на третий срок, невзирая на конституционные ограничения, так, можно не сомневаться, будет и на этот раз.
И, похоже, эти восточные любезности свое дело сделают. Хотя бы потому, что ни Москва, ни Ташкент как две стороны партнерского романа не могут себе позволить слишком долго вспоминать об оброненной чашке и постараются замести ее осколки под ковер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции