Эдриан Броуди, которому сегодня исполняется сорок лет, называет гордостью всей своей жизни роль в "Пианисте". Но точку на этом не ставит: актер должен быть разным, считает обладатель "Оскара", "Сезара" и незаурядной внешности и нередко идет на роли, мало подходящие рыцарю печального образа с пронзительным взглядом. Одни радуются, другие удивляются. Пять фактов об Эдриане Броуди и его фильмах – в материале РИА Новости.
В детстве у Эдриана Броуди было свое шоу "Удивительный Эдриан"
Не так давно стало известно, что Броуди сыграет в фильме о Гарри Гудини – легендарном иллюзионисте, который проходил сквозь стены и не тонул в воде. Мини-сериал будет рассказывать о пути фокусника от нищеты к славе. И круг замкнется: ведь когда-то и сам Эдриан начинал "восхождение" с фокусов на семейных праздниках. Великому иллюзионисту было 12, а шоу называлось "Удивительный Эдриан".
Моим коронным трюком была поломка карандаша долларовой купюрой.
Эдриан Броули родился и вырос в Нью-Йорке. Отец – школьный учитель истории Элиот Броуди, мама – фотограф Сильвия Плачи. Это она вдохновила сына на собственное шоу, ставшее первым опытом выступлений на публике, а еще научила держаться перед камерой. Актер не устает благодарить родителей – именно по их инициативе он оказался в классе игры на фортепиано (профессиональным музыкантом не стал, зато смог сняться в "Пианисте") и в школе исполнительского мастерства.
Единственная вещь, с которой я связываю свой успех и развитие – родители и воспитание. Никакое другое влияние не было таким сильным.
Посмотрите фотоленту: "Удивительный Эдриан" Броуди >>
Роль в "Пианисте" Эдриан Броуди получил без проб
Карьера Броуди не была стремительной, скорее последовательной. В тринадцать он начал появляться на телевидении, сниматься в рекламе и играть в театре, в пятнадцать – получил первую главную роль в кино. "Подающим надежды" Броуди стал после "Тонкой красной линии" Терренса Малика (его роль, поначалу значительная, была сведена к минимуму при монтаже), всемирно известным – после "Пианиста" Романа Полански.
Быть звездой не так круто, но некоторые преимущества все же есть. Например, вас не могут вырезать при монтаже.
На роль в драме "Пианист", основанной на истории польского еврея Владислава Шпильмана, прошедшего все круги ада в оккупированной немцами Варшаве, Роман Полански выбрал Броуди из 1400 претендентов, а сам актер отказался от работы в "Перл Харборе" ради участия в проекте. Прослушиваний не было - только несколько встреч, чтобы познакомиться и обсудить работу.
Это было большой ответственностью. Я знал, что должен быть максимально честен. Думаю, Полански почувствовал этот настрой, когда выбирал актера.
Готовиться к фильму он стал за полтора месяца: продал машину и телефон, переехал в другую квартиру и даже расстался с девушкой, чтобы на личном опыте прочувствовать весь ужас изоляции, научился играть Шопена и похудел на 14 кг. Когда на съемках актеру пришлось перелезать через стену, он, обессиленный, в самом деле мог сделать это лишь с большим трудом. На съемочной площадке Броуди все время был наедине с собой: Полански поощрял это одиночество и сводил общение к минимуму, а люди вокруг говорили по-польски.
Полтора месяца на площадке больше не было ни одного актера. Это была фантастическая возможность, ведь Полански и вся группа были в моем распоряжении, все сосредотачивалось на характере героя. Другая сторона медали – я никуда не мог уйти на долгое время. А когда у тебя нет такой возможности, что-то начинает меняться.
О его роли писали как о поразительной и пронзительной: "Мы видим, как утонченный музыкант превращается в питающееся отбросами почти животное, движимое лишь чувством голода и инстинктом самосохранения. Но мы видим и другое – решительную оценку, которую дает Полански действиям, ставшими постепенным, систематическим уничтожением евреев в Польше. Мы видим боль Шпильмана, оставшегося в квартире. Он должен вести себя тихо – а ведь в комнате стоит пианино. Его желание, необходимость играть выгравированы на лице Броуди".
Эдриан Броуди - самый молодой и смелый обладатель "Оскара"
Поразительная игра оказалась оценена по достоинству: во Франции Бродуи получил "Сезара", став единственным американцем с наградой "за лучшую роль", в Америке – приз Киноакадемии.
В тот вечер Броуди "отобрал" статуэтку у четырех оскароносных конкурентов - Николаса Кейджа, Майкла Кейна, Дэниела Дэй-Льюиса и Джека Николсона – и стал самым молодым обладателем премии (ему было 29, а точнее – 29 лет и 343 дня). А может, и самым смелым: взлетев на сцену, актер первым делом обнял вручавшую награду Холли Берри и поцеловал ее в губы – та смутилась, но виду не подала.
"Оскару" все возрасты покорны >>
Броуди вообще не против выражения чувств на публике: Николь Кидман удостоилась в тот вечер скромного поцелуя в висок, певица Куин Латифа "целовалась" с Броуди на церемонии вручения AMA MTV Mouvie Awards, а Шарлиз Терон – на "Оскаре" в следующем году, когда актер вручал ей статуэтку за "Монстра". Поцелуй был более чем целомудренным, зато впечатляюще смотрелся на страницах журналов.
Эдриан Броуди – большой поклонник Станиславского
Выпускник Американской академии кинематографических искусств и наук, Броуди не понаслышке знаком с системой Станиславского. Так, во время своего визита в российскую столицу на 31-ом ММКФ актер не забыл упомянуть о человеке, который "определил, что есть правда в искусстве", в своей приветственной речи.
Система Станиславского, или Почему мы верим голливудским актерам >>
Мотивации, внутренний мир героя и правда переживаний - любимая работа Броуди, идет ли речь о "Пианисте", боевике "Хищники", готовясь к которому он три недели настраивался на роль в джунглях, изучал инструкции для спецподразделений и отказывался от многих земных удовольствий, или о фильме "Пиджак", мистическом триллере о ветеране войны в Ираке. Чтобы сыграть человека, застрявшего между смертью, сумасшествием и сном, Броуди подолгу оставался внутри камеры в морге, где, по сюжету, находился его герой.
Эдриан Броуди "рожден быть долговязым и нелепым"
"После "Пианиста" Броуди столько страдал…" - писали критики, и были правы: пронзительный взгляд – слишком действенное оружие, чтобы режиссеры не использовали его по назначению.
Но какой актер не хочет быть разноплановым? При нестандартной внешности – высокий, худой, тонкие черты лица и нос с горбинкой (его то и дело называли "молодым Аль Пачино" и "молодым Робертом де Ниро", что амбициозного актера не особенно радовало) - Броуди старается выбирать непохожие друг на друга роли. Что-то вроде программы - не стать заложником внешности - которая приводит к неожиданным амплуа.
Если у тебя длинный нос, слишком серьезный взгляд и темные волосы, то чаще всего приходится играть плохих парней. Внешность я уже не изменю, а значит, либо мне придется приспосабливаться под роли, либо им под меня. Другого пути нет, а легкого я искать не привык.
В фильме "Таинственный лес", триллере о монстрах, наводящих ужас на деревню, он сыграл местного дурачка Ноя Перси. В масштабном "Кинг-Конге" Питера Джексона переживал невероятные приключения в джунглях ("Да за такую роль любой актер убьет! Как долго я хотел сыграть культового персонажа и как трудно было его найти"), а для "Полночи в Париже" Вуди Аллена стал безумцем Дали, чей образ здорово подошел актеру ("Я вижу… носорогов!"). Роли в "Поезде на Дарджилинг" Уэса Андерсона, лирической комедии о путешествии трех братьев по Индии, он искренне радовался, потому что никогда прежде не играл в таком фильме - легком, смешном, светлом.
Мне стали часто говорить, что своей нелепостью я здорово смахиваю на Бастера Китона. По-моему, это неплохой комплимент. Я ведь рожден, чтобы быть долговязым и нелепым.
Эдриан Броуди любит молодых и независимых
Поиски неожиданных героев иногда приводят к неожиданным фильмам: наряду с "Пианистом", "Кинг-Конгом" и "Полночью в Париже" у Броуди есть работы, которые заставляют удивляться, а нередко - собирают в прокате малоприятные рецензии или суммы.
Но что может быть важнее свободы творчества, будь то "самое оскорбительное кино-2013" (речь идет о "Непристойной комедии", которая вышла в американский прокат совсем недавно) или триллер "Джалло" Дарио Ардженто? Фильм получил название от жанра, который и прославил создателя картины - смеси триллера с эротикой. Броуди сыграл в нем следователя в погоне за опасным маньяком и стал первой голливудской знаменитостью такого уровня, снявшейся у Ардженто.
Еще один экстравагантный выбор - молодежная комедия "Крутые кексы", где актеру досталась роль такого "белого Снуп Дога", с ног до головы разукрашенного татуировками торговца марихуаной с вечно красными глазами и экзотическими видениями. Для Джона Сталберга эта работа стала первым полным метром.
С большим энтузиазмом Броуди подошел к драме "Учитель на замену" от создателя "Американской истории Икс" Тони Кея. Фильм состоялся во многом благодаря актеру, который принимал активное участие в съемочном процессе и выступил как сопродюсер, хотя в широкий прокат драма, правда, так и не вышла. В картине, которая рассказывает о трудностях школьной жизни и звучит как приговор системе образования, Броуди сыграл главную роль – отрешенного и грустного преподавателя Генри Барта, единственного, кто пытается понять своих учеников, но не очень понимает себя самого. Фильм получил разные оценки, но игра актера оказалась оценена по достоинству: "Одна из лучших ролей Броуди со времен "Пианиста", - писал The New York Times.
А если так, стоит ли бояться экспериментов? Новые режиссеры, неординарные сценарии – это к нему. Есть интересное предложение? Эдриан Броуди всегда им рад.
Подготовила Тамара Бараненкова