Первый раз в Каракасе я оказался еще в 2005 году. Уже тогда разговоры о стремительно растущих показателях преступности не оставляли ни на минуту: встречающие предупреждали, что гулять по городу опасно, а документы и деньги носить с собой нельзя. Сейчас, через восемь лет, даже предупреждения "не гулять по Каракасу" не нужно - настолько все изменилось в худшую сторону.
Официальные данные по росту преступности и в первую очередь убийств к чести венесуэльских властей публикуются регулярно. Последняя информация на этот счет напоминает военную сводку: по данным МВД, за 2012 год число убийств выросло на 14%, превысив 16 тысяч. В расчете на 100 тысяч населения этот показатель составляет 54 убийства. Но и эти данные ставятся под сомнение независимыми наблюдателями. Так, организация Observatorio Venezolano de Violencia опубликовала доклад, в соответствии с которым в Венесуэле в прошлом году совершено почти 21,7 тысячи убийств, или 73 убийства на каждые 100 тысяч жителей.
Об "эпидемии насилия" в Венесуэле заговорили в 2011 году, когда показатель убийств достиг, по неофициальным данным, 67 на каждые 100 тысяч жителей. "А что вы хотите? В стране разгул преступности, любой иностранец является потенциальной жертвой", - говорит служащий крупного отеля Каракаса Маурисио.
С ним сложно не согласиться: в безопасности приезжающие в страну не могут чувствовать себя ни в такси, ни в номере отеля, не говоря уже про простую прогулку. За последние годы в Каракасе зарегистрирован не один случай ограблений прямо в номерах отелей, про отобранные арендованные автомобили и говорить не имеет смысла.
"Говорят, мы бяки-буки..."
Главной чертой преступников, посягающих на иностранцев, является неадекватная ситуации жестокость. В случае малейшего неповиновения шанс получить пулю приближается к 100%, поэтому главным советом властей для туристов является полная покорность грабителям.
А они очень изобретательны. В Венесуэле в последнее время популярны экспресс-ограбления, когда жертву затаскивают с автомобиль, а потом, приставив пистолет к голове, просят поделиться информацией о пин-кодах банковских карточек. В итоге преступники несколько часов ездят по городу вместе с потерпевшим, снимая деньги с карт в разных банкоматах, и хорошо если после этого его просто выкинут на улицу.
Даже дипломатический статус не является гарантией отсутствия проблем с бандитами. Так, в 2012 году грабители дважды беспокоили посла Мексики: сначала его и жену похитили, а отпустили, похоже, только после уплаты выкупа, затем была ограблена резиденция. В конце 2011 года неизвестные напали на консула Чили, ранили его, избили и ограбили.
"Понимаете, им все равно, они не понимают, что такое дипломатический статус, для них любой иностранец - источник дохода, и думать о каких-то дипломатических скандалах им недосуг", - говорит коренной житель Каракаса полицейский Эдуардо, охраняющий территорию рядом с посольством одной европейской страны. При этом просит не фотографировать и не указывать его фамилию.
О каких же людях идет речь? Да о тех же самых, что выходили на многотысячные митинги сторонников кандидата в президенты Николаса Мадуро. "Они - основа режима, социально близкие, им позволено все, а когда даны такие установки, сложно ждать от той же полиции действий по ловле преступников", - уточняет местный таксист Мигель, не относящий себя к сторонникам преемника Чавеса.
Перед выборами количество полиции на улицах Каракаса выходит за все разумные пределы, но чувство опасности меньше не становится. Я побывал рядом с местом захоронения Чавеса. Даже там чувство потенциальной угрозы не отступало ни на минуту, несмотря на полицейских рядом с огромной очередью к могиле команданте.
"Преступность - это следствие внутренних факторов, но винить только Чавеса, который столь много сделал для нашего народа, в этом нельзя", - учитель Рикардо, стоящий в многолюдной очереди в Музей революции, явно поддерживает курс правительства. Он приехал в Каракас из города Баркисимето, где, по его словам, тоже есть проблема с преступностью, но реалии Каракаса для него заключаются не в опасности, а в таинстве прикосновения к памяти Чавеса.
Иностранцу туда пути нет
Барриос Каракаса - это тема для отдельного репортажа. Один раз по ошибке я заехал туда вечером на автомобиле вместе с еще несколькими россиянами. Спасло только то, что на пути машины оказался полицейский пост, который просто не дал проехать дальше, указав нужное направление.
Иностранец может появиться там только в сопровождении местного жителя, обладающего авторитетом. В противном случае очень велика вероятность быть ограбленным и убитым.
Сколько людей живет в этих самочинных постройках - не ведает ни одна статистика, но судя по геометрической прогрессии, с которой растут барриос, речь может идти о миллионах человек. Примерно известно, что в одном из самых крупных баррио Петаре живет больше миллиона человек, та же ситуация в баррио 23 января, где упокоился сам Чавес. Говорят о сотнях тысячах колумбийцев, переселившихся сюда в былые годы, а сейчас контролирующих торговлю наркотиками.
Его бизнесу преступность угрожает не меньшее, чем иностранцам: грабят приезжих часто в такси, а проблемы потом у шофера бывают немалые, если иностранец жалуется в полицию. "А смысл жаловаться? Коррупция такая, что, скорее всего, районные полицейские не только знают бандитов, но и получают с них долю, да еще и с меня потом вымогают, заявляя, что это я наводчик", - говорит водитель.
Как удалось выяснить РИА Новости на условиях анонимности в полиции города, в Каракасе действительно большая часть преступных группировок, работающих по иностранцам, координируется из одного центра. "В эти группы входят служащие аэропортов, гостиниц, прокатных контор - все, кто контактируют с приезжими, поэтому брать машины напрокат и показывать при этом деньги очень опасно", - говорит источник.
Примером тому может служить относительно недавняя история со съемочной группой одного из отечественных телеканалов, ограбленной и оставленной без документов, денег, аппаратуры и автомобиля буквально в 100 метрах от одного из лучших отелей Каракаса. К счастью, сами журналисты не пострадали.
Дмитрий Знаменский - Каракас