Со скандалом покинув партию власти и пойдя самовыдвиженцем на выборы мэра Ярославля, ровно год назад Евгений Урлашов одержал оглушительную победу, набрав вдвое больше голосов, чем его соперник. О том, каким был минувший год для ярославцев и для него лично, градоначальник, член комитета партии "Гражданская платформа" рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Абрамовой.
ПЛЮСОВ – МНОГО
— Евгений Робертович, после выборов вам пеняли на то, что вы в первую очередь политик, а мэр должен быть хозяйственником. За год вашей работы это перевоплощение произошло?
— Я себя ощущаю и хозяйственником, и политиком. Чтобы это понять, я бы предложил вам посмотреть мой отчет на сайте мэрии, он очень подробный.
У нас сальдированный доход вырос на 84,7% по всей экономике за 2012 год и составил 15 миллиардов рублей. Ярославль поднялся с 36 на 6 место в списке лучших городов России по версии "Коммерсанта".
Мы сделали около 46 километров дорог, за последнее время столько дорог в год ни разу не ремонтировали. Даже в год 1000-летия Ярославля отремонтировали меньше. При этом я перестал принимать от подрядчиков некачественно сделанные дороги, которые сходят вместе со снегом – будут переделывать.
Мы восстановили Власьевский сквер в центре города, причем на деньги меценатов. Делаем парки, новые зеленые зоны. Я заказал новую транспортную карту, которую не заказывали с 1984 года и которая нуждается в оптимизации, потому что город за это время сильно изменился.
— То есть плюсов много?
— Я могу продолжить. Сейчас мы выставляем на аукцион шесть земельных участков на сотни тысяч квадратных метров для комплексной застройки города. Такого никогда не было. Я, как и обещал, перестал продавать ОАО "Водоканал", продажей которого хотели закрыть бреши в бюджете, и мы сейчас начинаем развивать его своими силами, новая программа уже есть.
То есть мы делаем очень много масштабных вещей. Но есть такие вещи, которые для народа важны. Я бы хотел их отметить. Мы стали убирать весь строительный мусор, накопленный десятилетиями, еще с коммунистических времен. Блоки железобетонные, плиты. Мы убирали весь прошлый год, и сейчас снег сойдет – продолжим.
— Кстати о снеге… СМИ и социальные сети обвиняли вас в невыполнении предвыборных обещаний – мол, уверяли, что снежных завалов не будет, а они были.
— Я доволен уборкой снега. Я ориентируюсь все-таки на мнение большинства, а не на отдельные какие-то записи в интернете. Одни и те же люди пишут все это. Ведь такой зимы давно не было. Сегодня я разговаривал с человеком постарше меня, и он сказал, что даже не помнит за последние 50 лет такой снежной зимы.
До января была проблема с недобросовестным подрядчиком. Снег плохо убирался, но мы и платили ему 10% всего лишь. Он потерял 90% денег. Когда он понял, что нас не переубедишь, не сломаешь, примерно с 20 декабря подрядчик вообще перестал убирать город, но мы прикрылись, хотя, конечно, нам повезло, что снегопада в этот момент не было. А после Нового года состоялся новый аукцион и выиграл другой подрядчик, и снег стали убирать хорошо, лучше, чем за все предыдущие годы – вовремя и согласно нормативам. И это говорят все уровни власти. И народ. Если вечером валил снег, то уже утром можно было проехать по дороге на работу.
ДЕМОКРАТИЯ ЗОВЕТ
— Как вообще относитесь к критике? В частности, за частые зарубежные поездки вас критикуют.
— Я критику признаю, но объективную. Когда политические соперники, дилетанты, спрашивают, зачем ездить за границу, я начинаю объяснять, что моя поездка в Коста-Рику увенчалась двумя договорами о сотрудничестве с городами Либерия и Сан-Рамон. Мы заключили договор с городом Нанкин в Китае. Кто на нас еще вышел? Города Калькутта, Буэнос-Айрес, Вильнюс, Палермо, Пиза, Нарва. И все это их инициативы, не мои.
— С чего вдруг такой интерес?
— А потому что мы – столица демократии. Потому что я не боюсь говорить правду о власти. И вот такой интерес есть. Так что нам – закрываться как Северная Корея или развивать эти отношения? Один-два раза откажешься, и тебя больше приглашать не будут. А сейчас Ярославль стали узнавать на международном уровне.
— Правда, что "Единая Россия" предлагала вам войти в список партии на выборах в облдуму, которые пройдут в сентябре?
— Конечно, правда. Несколько месяцев уговаривали войти в список, даже возглавить тройку. Деньги городу обещали.
ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
— Вероятно, существует экономическая стратегия по сокращению дефицита бюджета, который составляет около 500 миллионов рублей?
— Существует. И в этом плане, я надеюсь, нам поможет федерация. Я так предполагаю, и у меня есть все основания для этого, что с 1 января 2014 года заработная плата педагогов и воспитателей будет отнесена к полномочиям региона. Это я думаю, благодаря тому, что федерация понимает, что сложно вытягивать муниципалитетам. Теперь это будут полномочия региона. Значит, платить мы будем меньше. Остается надеяться, что не отнимут у нас 10% НДФЛ. Это приличная сумма – больше миллиарда рублей. Если она останется, то мы можем часть ее пустить на погашение дефицита.
Кроме того, я подготовил предложение из шести пунктов об изменении межбюджетного законодательств и отдал его Михаилу Дмитриевичу Прохорову. Например, чтобы плюс 10% НДФЛ оставался на нашей территории, чтобы транспортный налог с личного автотранспорта платился бы здесь. В совокупности мои предложения составили около 7 миллиардов рублей для города Ярославля.
— А сейчас Ярославль сколько получает?
— Ну вот для примера — 2011 год. Мы собираем с территории города около 56,4 миллиарда рублей. Ярославлю идет более 5,3 миллиарда, региональному бюджету идет 32 миллиарда и в федеральный бюджет – 19,1 миллиарда рублей.
— Что Прохоров с вашими предложениями будет делать?
— Он определит, какой будет путь у них. Но мы созванивались и решили, что я эти предложения отправлю дополнительно во все министерства нашей страны, председателю правительства и президенту. Я понимаю, что им такие предложения поступают многократно. Но если не будешь что-то делать, ничего не добьешься.
"КАК РОДИНА СКАЖЕТ"
— Евгений Робертович, вы поддерживали официально кандидатов-единороссов на выборах в муниципалитет прошлой осенью, говорили, что во благо города. И даже называли цифры…
— 600 миллионов. И мы их получили. Здесь я могу сказать спасибо Неверову Сергею Ивановичу, секретарю "Единой России". Человек абсолютно порядочный и честный. Как обещал, так и сделал.
— Так что же вам мешает сейчас повторить тот же ход, если деньги городу обещают?
— Я не продаюсь. Это совсем другое дело. Тогда "Гражданская платформа" по сроку не имела права участвовать в выборах, потому что она еще не зарегистрировалась. Какую мысль я хочу донести? Тогда я поддерживал разные партии, и в том числе часть людей, подчеркиваю – отдельно взятых людей — от партии "Единая Россия", среди которых есть мои знакомые. Также я поддерживал несколько независимых кандидатов, которые в последующем избрались в муниципалитет и создали фракцию "Гражданская платформа". Именно так мы и хотели сделать.
— Список "Гражданской платформы" будет на выборах? И если да, будете ли вы его возглавлять?
— Список будет. О том, буду ли я его возглавлять, говорить рано.
— Но вы готовы?
— Как Родина скажет, так я и поступлю.
— А в выборах губернатора, если они будут, поучаствуете?
— Как Господь Бог распорядится в свое время, так и будет.
НУЖНЫ ЧИСТЫЕ ЛЮДИ
— Как у вас складываются отношения с губернатором области Сергеем Ястребовым?
— Меня устраивают отношения с исполнительной властью, потому что нам удалось с губернатором подписать ряд важных решений. Например, 50 на 50 мы будем ремонтировать Октябрьский мост через Волгу. Целый ряд серьезных программ с губернатором у нас получается. Меня вполне устраивают отношения и с заместителями губернатора. Они деловые. Никакой политики – только дело.
— А губернатор не может договориться как-то, чтобы и с "Единой Россией" у вас конфликт исчерпался?
— Не он влияет на эту ситуацию. На нее влияют из Москвы.
Какая-то странная теорема – им надо обязательно выиграть выборы. Почему не отпустить ситуацию в свободное плавание? Пусть люди проголосуют, как хотят.
Я вообще уверен, что партия власти – атавизм, рудимент. Пусть создадут ОНФ, что угодно. Будет чистый продукт, какое-то движение. Потом, возможно, партия. Главное – не пускать сюда уже испачкавшихся представителей разных партий.
— А вас в ОНФ зовут?
— Зовут.
— Пойдете?
— Зачем?
— Ну, говорите – чистые люди нужны.
— Чистые люди нужны и в "Гражданской платформе", и на этом посту.
А вот возможность сотрудничества, я думаю, рассмотрят уже лидеры партий. Я думаю, сотрудничество будет возможно.
ДРУЖБА И ПРЕДАТЕЛЬСТВО
— Как вам работается с муниципалитетом, который в целом, как видится, нелоялен к вам?
— Я никакой лояльности не ищу. У меня вся жизнь складывается как-то сложно, но почему-то я все равно всегда выигрываю. И в армии все начиналось с больших драк, а заканчивалось победой. И с учебой не всегда легко было, а в конечном итоге три высших образования. Идет сложно, но потом все налаживается.
С муниципалитетом есть противоречия, но мы это воспринимаем как должное, потому что у нас есть три ветви власти и мы должны считаться друг с другом. Я не настроен в этом плане воинственно.
— Один из депутатов, не буду называть его имя, ваш бывший помощник и соратник вскоре после вашей победы на выборах мэра стал яростно выступать против вас, при этом поднимая на протест общественность. Как так получилось?
— Он хотел занять разные должности при мэрии, и мы ему это все предоставляли, но он постоянно менял свои желания и соглашался тогда, когда уже были назначены люди. Так было четыре или пять раз. Даже с выборами в муниципалитет — то он идет на выборы, то не идет, то округа менял. Я поддерживал его как мог. А последняя его идея – он захотел стать председателем муниципалитета и почему-то решил, что я на это могу как-то повлиять…
— А вы не могли?
— Это решают депутаты. Дальше он стал писать плохие вещи про нашу команду в Facebook. И это уже было невозможно: если человек в команде работает, он не может писать такое про своих соратников, товарищей.
— А своей нынешней командой вы довольны?
— Доволен. Я вот пожарным служил в армии, у нас была сильная команда, пять человек, мы все друг друга поддерживали, у каждого был свой фронт работ. Если бы мы не поддерживали друг друга, то пожар бы не тушили эффективно. Здесь такая же команда.
— Согласно последним изменениям в уставе города, мэр может работать не более двух сроков подряд. Сколько вам нужно времени для выполнения своей программы?
— Одного срока хватит. Город постепенно меняется, но, к сожалению, иногда мне кажется, что это видно только мне, потому что целая картина у меня в голове. Моя команда понимает, в какую сторону мы движемся. Но нам нужно время. Если вы будете собирать картину из пазлов, то вам покажется, может быть, что это хаос, а на самом деле это все просчитано шаг за шагом.
Свою предвыборную программу выполняю. Обещал сделать дружинников, мы ввели этот институт. Обещали ввести бесплатную юридическую службу в районах, мы ввели. Обещали ввести должность главного архитектора города, уже рассматриваем кандидатуры. Все мы успеем.