В среду в Лондоне открывается министерская встреча "группы восьми". О положении на Корейском полуострове, в Сирии, ситуации вокруг иранской ядерной программы в интервью РИА Новости рассказал официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
— 10-11 апреля в Лондоне состоится встреча министров иностранных дел "Группы восьми", в которой примет участие министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. Каковы основные вопросы повестки дня предстоящего мероприятия?
— Хотел бы подчеркнуть, что встреча в Лондоне станет ключевым этапом подготовки к саммиту "восьмерки" в Лох-Эрне 17-18 июня и одним из важнейших событий всего годичного цикла работы этого формата. В ходе мероприятия будет обсужден основной блок вопросов из политического досье «восьмерки», включая противодействие международному терроризму, нераспространение ОМУ, незаконную торговлю обычными вооружениями, региональные конфликты, а также выдвинутую британским председательством инициативу по предотвращению сексуального насилия над женщинами в ходе вооруженных конфликтов.
— Под каким углом зрения предполагается обсудить проблематику противодействия международному терроризму и другим новым вызовам и угрозам?
— Исходим из того, что террористическая угроза в последнее время не уменьшилась. События "арабской весны" дали мощный импульс общественно-политическим процессам и социально-экономическим преобразованиям в государствах Ближнего Востока и Северной Африки, но одновременно стали катализатором активности различных террористических группировок, причем не только в регионе, но и за его пределами. На первый план выдвигается задача устранения причин и условий, порождающих терроризм. В этой связи пристального внимания "восьмерки" требуют такие вопросы, как противодействие радикализации общественных настроений, в том числе на почве межрелигиозной и межэтнической вражды, пресечение «воспроизводства» идеологии экстремизма и насилия, борьба с подстрекательством к терроризму, недопущение использования в террористических целях медийного пространства, включая глобальную сеть Интернет.
Рассчитываем, что не будет обойдена вниманием партнеров и тематика консолидации усилий международного сообщества по противодействию глобальной наркоугрозе. Поддерживаем продвигаемое британской стороной новое направление работы "восьмерки" на антинаркотическом треке — борьбу с оборотом новых психоактивных веществ. Рассматриваем это как дополнение к усилиям "восьмерки" по пресечению трафика афганских опиатов и трансатлантической контрабанды кокаина.
— Что бы вы могли сказать о деятельности "Группы восьми" в области укрепления режима нераспространения ОМУ?
— Соответствующая проблематика остается стратегическим направлением работы "восьмерки". Имеем в виду продолжить практику совместных действий по продвижению международных инициатив в сфере нераспространения ОМУ, в том числе по универсализации Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, по продвижению резолюции СБ ООН 1540, в поддержку скорейшего вступления в силу ДВЗЯИ, по скорейшему присоединению государств к Поправке к Конвенции о физической защите ядерного материала, а также по дальнейшему развитию Инициативы по борьбе с распространением ОМУ.
— Каковы российские подходы к урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы?
— Мы твердо убеждены, что эта ситуация может быть урегулирована только через политический диалог, отталкиваясь от принципов поэтапности и взаимности. Итоги прошедших в этом году в Алма-Ате и Стамбуле нескольких раундов переговоров «шестерки» с Ираном свидетельствуют, что такой диалог имеет реальные перспективы, хотя о существенных сдвигах говорить пока не приходится.
Мы по-прежнему будем настаивать на полном выполнении Ираном решений Совета Безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ, нацеленных на исключение возможности появления военного измерения ядерной активности Тегерана. Вместе с тем будем убеждать партнеров, что наращивание санкционного давления ведет в тупик. Тем более должны быть полностью исключены угрозы применения силы.
— Как вы могли бы прокомментировать нынешний всплеск напряженности на Корейском полуострове?
— Россия разделяет озабоченность партнеров по "восьмерке" развитием событий в этом регионе. Солидарны с ними в том, что касается неприятия нынешней провокационно-воинственной линии поведения Пхеньяна. При этом ни в коем случае нельзя отказываться от политико-дипломатических усилий, любая же альтернатива этому связана с угрозой глубоких потрясений в Северо-Восточной Азии (СВА).
Мы также категорически против того, чтобы действия Северной Кореи использовались как предлог для массированного наращивания военного присутствия в СВА, "закачивания" в регион вооружений, развертывания систем ПРО и прочих действий, очевидно выходящих за пределы нейтрализации угрозы, реально создаваемой ракетно-ядерными программами КНДР.
— В каком ключе предполагается обсудить ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке?
— Акцент будет сделан на оказании арабским партнерам содействия в реформировании систем государственного управления и решении социально-экономических проблем, в том числе в рамках Довильского партнерства, учрежденного на саммите "Группы восьми" в 2011 году.
Будет обсуждена и ситуация в Сирии. Россия во внутреннем конфликте в этой стране никого не поддерживает. В то же время мы решительно осуждаем любые проявления терроризма и насилия против мирного населения, в особенности на почве религиозной или национальной ненависти. Прилагаем максимум усилий, чтобы перевести ход событий в русло политического решения, способствовать началу диалога между сирийским правительством и оппозицией на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Сценарий продолжения вооруженного противостояния чреват скатыванием страны в хаос, укреплением позиций международного терроризма и ухудшением условий безопасности соседних государств.
Проблема ближневосточного урегулирования также будет включена в повестку дня министерского заседания. Тупиковая ситуация на палестинском треке БВУ явно затянулась. Необходимо плотно заняться разблокированием переговорного процесса между палестинцами и израильтянами.
— Каким аспектам положения в Африке будет уделено особое внимание в ходе предстоящей встречи?
— Несмотря на целый ряд позитивных тенденций в социально-экономической и политической жизни африканского континента, там по-прежнему сохраняются напряженность и очаги нестабильности. Особую тревогу вызывает кризисное состояние дел в Сахаро-Сахельском регионе, который остро ощутил на себе влияние событий в соседней Ливии. Действующие в Сахеле бандформирования совместно с криминальными группами выступают под лозунгами сепаратизма, представляя угрозу не только территориальной целостности государств, но и всей системе региональной безопасности. Недавние события в Мали показали недооценку международным сообществом масштаба террористической угрозы для региона и взрывоопасного потенциала радикализации.
Налицо острый кризис в Центральноафриканской Республике, сложной остается ситуация в Сомали, Демократической Республике Конго, в межсуданских отношениях. Негативным фактором является возобновление казалось бы отжившей практики вмешательства силовых структур в политическую жизнь в африканских странах, участившиеся государственные перевороты.
Выступаем за тесное взаимодействие ООН, африканских региональных и субрегиональных структур, отдельных государств с целью выработки общих подходов к разрешению конфликтных ситуаций в Африке политико-дипломатическими средствами в русле соответствующих резолюций Совета Безопасности и Генассамблеи ООН при ведущей роли самих африканцев.
— Какие еще темы предполагается рассмотреть?
— Министры выработают единые подходы к выдвинутой Великобританией инициативе по предотвращению сексуального насилия над женщинами в ходе вооруженных конфликтов.
Согласны, что сексуальное насилие требует решительного осуждения и сурового наказания. Вместе с тем считаем, что вопросы предотвращения и борьбы с ним на всех стадиях конфликта и миростроительства — это, прежде всего, зона ответственности национальных правительств. В то же время нельзя оставлять без внимания и иные злодеяния. Гражданское население по-прежнему становится жертвами таких преступлений, как преднамеренные нападения, включая террористические акты, а также неизбирательное или непропорциональное применение силы.
Планируется, что в итоговом документе встречи будут отражены согласованные позиции "восьмерки" по ряду других важных вопросов международной повестки дня, включая проблематику безопасности информационно-коммуникационной среды, морского судоходства, глобального изменения климата, прав человека.