Светский обозреватель Анна Горбашова
Выставку "Верушка. Автопортреты" в Мультимедиа Арт Музее открыла графиня Вера Готлиб Анна фон Лендорф, знаменитая немецкая модель 60-х годов, муза Сальвадора Дали и Энди Уорхола, которая известна миру под творческим псевдонимом Верушка.
Высокая (1м 90 см), статная, немного потусторонняя и все такая же красивая (перешагнув 70-летий рубеж) Вера Лендорф сразу выделялась из толпы. Даже не имея ни малейшего представления о ее внешности, перепутать любимую модель самых именитых дизайнеров прошлого столетья решительно ни с кем не возможно, настолько ярка ее индивидуальность.
Вера Готлиб Анна фон Лендорф родилась в 1939 году в семье графа Генриха фон Лендорф-Штайнорта, офицера Вермахта. В фамильном замке ее семьи министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп устраивал встречи нацистов, неподалеку располагался бункер Гитлера. Никто из окружения отца Верушки не знал, что он участвовал в заговоре против фюрера. В сентябре 1944 года Генрих был изобличен и казнен. Всю семью, включая бабушку и дедушку, объявили государственными преступниками и арестовали, владения конфисковали. Пятилетняя Вера вместе с сестрами оказалась в концлагере Бад Сакса.
Звезда модели Верушки взошла в 60-х прошлого века, после пятиминутного эпизода в фильме Микеланджело Антониони "Фотоувеличение". Красавицу блондинку заметили. За свою карьеру только для журнала Vogue Верушка снялась для 800 обложек. В 1975 году, когда графине было 36 лет, она навсегда покинула мир моды.
В представленной в МАММ серии "Автопортреты" Лендорф предстает в разных образах, преображаясь в Грету Гарбо, Марлен Дитрих, космическое иноземное существо, черного лебедя, собаку около Белого дома, зебру в Центральном парке. Вера в совершенстве владеет собственным телом. На некоторых фото немолодая уже модель запечатлена в позах, которые под силу изобразить только продвинутым йогам. По словам Лендорф, интерес к своему телу его проявлениям в движении у нее был с детства. Ее вдохновляла Майя Плисецкая, Вера мечтала стать танцовщицей.
Представляя Лендорф публике, среди которой был замечен Валентин Юдашкин с супругой Мариной, директор МАММ Ольга Свиблова заметила, что Верушка - имя, которое, без преувеличения, определило ход мировой моды в середине ХХ века. Благодаря Верушке поменялись внутрицеховые отношения между фотографом, моделью, редактором и стилистом. Все в какой-то момент попадали в плен творческой энергии Веры, превращая съемку в серьезный художественный эксперимент, а не отработку рекламных бюджетов.
"В СССР модель называли манекенщицей, то есть ходячим манекеном женского рода. Но Вера разрушила представление о модели, как о безмолвном и безучастном манекене. Ей удалось стать полноправным участником творческого процесса", - добавила Свиблова.
"Я очень рада, что нахожусь сейчас здесь. Сегодня я познакомилась с интересными, открытыми и очень теплыми людьми", - поблагодарила за прием Вера.
Рядом с ней на сцене присутствовал генеральный директор компании Pirelli Tyre в России Карло Коста. Одновременно с "Автопортретами" в МАММ открылась выставка фотографий "Календарь Pirelli-2013".
"Первый календарь был создан в 1964 году, и с тех пор он стал неотъемлемой часть нашего бренда, - рассказал господин Коста. - В этом году знаменитый фотограф Стив Маккарри снимал моделей, певиц и актрис в Бразилии. Но произошло одно новшество - обнаженной натуры в этом календаре, в отличие от предыдущих, нет. Когда меня спрашивают: "Что случилось? Почему у вас на фото все девушки одеты?", я отвечаю, что одетая женщина может быть сексуальней, чем раздетая".
"Я, как женщина, полностью с вами согласна", - поддержала его Свиблова.
Карло Коста и Вера фон Лендорф поздравили друг друга с вернисажем и отправились осматривать экспозицию.