Наталья Попова
"Наверное, я угадал нужный момент: пришел со своим перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке. И меня приняли. Для кино началось новое время...".
Времена менялись, менялся и Бельмондо, из циника в ироничного авантюриста или гангстера, в честного шпиона или безумного каскадера. Бебель, как называют актера французские поклонники, к своим почтенным 80 годам стал уже национальным достоянием на родине. В России же всегда питали нежные чувства ко "всему французскому", и фильмы Бельмондо не исключение. Проект Weekend РИА Новости вспоминает десять ролей, за которые нельзя не любить Бельмондо.
Посмотрите фотоленту Неисправимый Бельмондо >>
"На последнем дыхании" (À bout de souffle, 1960)
Реж. Жан-Люк Годар
Роль – Мишель Пуакар
Полнометражный дебют Жан-Люка Годара сейчас называют точкой отсчета "французской новой волны", изучают в киношколах и продолжают цитировать и копировать отдельные сцены. Для Бельмондо же это была первая удачная киноавантюра. Роль, которая могла бы быть дебютной, вырезали из фильма прямо перед выходом на экран, а первая заметная – в фильме Клода Шаброля "На двойной поворот ключа" (1959) – не принесла успех амбициозному актеру: "Роль мне досталась случайно. Заболел Жан-Клод Бриали и назвал мое имя Шабролю. Меня пригласили поговорить в пятницу, а в понедельник я уже должен был сниматься… Картина была послана на Фестиваль в Венецию. И провалилась. А я так на нее рассчитывал!" С Годаром к тому времени Бе льмондо был знаком уже несколько лет, в 1957 году он снялся в его короткометражке "Шарлотта и ее Жюль" (иногда переводят как "Шарлотта и ее хахаль") и согласился на "эксперимент": снимали без сценария, камеру, за неимением средств, возили на обычном стуле с колесиками вместо специальной тележки. Жан-Поль Бельмондо рассказывал о первом съемочном дне в Марселе 17 августа 1959 года:
"Снималась сцена в телефонной будке. Я вошел в нее и ждал указаний от Годара. Увидев мой вопросительный взгляд, он сказал мне: "Делай что хочешь", а потом: "Давай отложим съемку до завтра. Ничего не соображаю, пошли-ка отсюда". Продюсер Борегар злился, а меня это расслабило. Ведь большого опыта у меня не было. Я не знал, как себя вести, не понимал намерений Годара. Тот, похоже, сам пока не знал, чего хочет. Решение возникало у него спонтанно, интуитивно. Фильм снимался без синхронной записи звука. Для актера это замечательно! Я и безобразничал перед камерой, совершенно уверенный, что подобная дилетантская картина никогда не выйдет на экран. Ни разу потом я не ощущал такого чувства свободы, как на съемках у Годара. Казалось, перед нами любитель, который развлекается".
"Безумный Пьеро" (Pierrot le fou, 1965)
Реж. Жан-Люк Годар
Роль - Фердинанд Грифон
У Годара Бельмондо снялся еще несколько раз, и их последняя совместная работа – фильм "Безумный Пьеро" оказалась, возможно, даже более сильной, чем первая. Хотя фильм в свое время ругали и за чрезмерное, по мнению критиков, количество насилия и за то, что в названии есть прямая отсылка к прозвищу Пьера Лутреля, преступника №1 в послевоенной Франции, хотя сюжетно фильм никак не связан с историей Лутреля.
Бельмондо во многих интервью рассказывал, что ему очень нравилось работать с Годаром, и эту свою роль не раз называл одной из самых любимых. Но их сотрудничество так и не продолжилось, Бельмондо говорил в одном из своих старых интервью: "Годар навестил меня лет двадцать-двадцать пять назад. Я тогда купил права на экранизацию книги Месрина "Инстинкт смерти". Годар заинтересовался, но хотел, чтобы в фильме я просто читал книгу, смотря в камеру. Он хотел снять картину об актере, мечтающем сыграть роль Месрина… Тем дело и кончилось. После этого я его не встречал. А до того… Однажды он пришел ко мне и предложил сняться в картине о парне, который крадет машину. И, не сказав ничего больше, ушел".
В карьере же самого актера эта роль подвела определенную черту, в последующие десятилетия он все больше обращался к жанру комедии и делал все более кассовые фильмы, меньше внимания уделяя авторскому кино.
"Если послушать иных болтунов, выходит, что я умер после "Безумного Пьеро". Да, я не снимался в одних шедеврах. Но если бы мне предстоял выбор между фильмом, способным вызвать восторг кучки снобов, и картиной, которая бы получила горячее одобрение публики, я ни минуты не стал бы раздумывать, в чем сниматься".
"Горит ли Париж?" (Paris brûle-t-il?, 1966)
Реж. Рене Клеман
Роль - Ив Моранда, по прозвищу Пьерлот
Название ленте дала одна из "легенд" второй мировой войны: Гитлер, поняв, что ему не удастся удержать Париж, приказал стереть его с лица земли, и с этой целью отправил в город генерала фон Хольтица. Тот провалил задание, город освобождили союзные войска, и Гитлер узнав об этом, якобы, звонил фон Хольтицу в ярости требуя ответа на вопрос: "Горит ли там Париж?".
Первоначально предполагалось, что Бельмондо сыграет полковника Анри Роль-Танги (одного из руководителей французского Сопротивления), позже эту роль отдали Бруно Кремеру, в первую очередь из-за большего внешнего сходства Кремера с прототипом. Но Бельмондо остался в фильме в роли другого борца с фашизмом – Ива Моранда (псевдоним "Пьерлот"). Считается, что на том, чтобы Бельмондо снялся в этом фильме, настоял его большой поклонник - Кирк Дуглас, сыгравший генерала Паттона. Еще одним партнером Бельмондо по фильму стал Ален Делон: друзья с юности, актеры-соперники, какими они часто представляются в глазах публики, редко встречались на съемочной площадке.
Бельмондо было восемь лет, когда началась война.
"Во время войны меня увезли из столицы. Вернулся я после Освобождения. Вспоминаю атмосферу на улицах, радостных и взволнованных людей. Наверное, больше всего запомнилось именно это".
"Вор" (Le voleur,1967)
Реж. Луи Маль
Роль – Жорж Рандаль
В фильме еще одного классика французского кино Луи Маля Бельмондо, по его собственным словам, удалось сыграть "мерзавца", и к тому же примерить фрак. Эта костюмированная драма рассказывает историю Жоржа Рандаля: собственный дядя оставил его без наследства, и он отомстил ему, ограбив его квартиру. Но каждое новое ограбление порождает в его душе зависимость, сродни алкоголизму или наркомании. Бельмондо удалось убедительно показать моральную деградацию своего героя.
Что касается оценки зрителями и критиками, то, как это часто бывает, поначалу ленту не оценили:
"…провала фильм не избежал. Сегодня же эта картина считается одной из лучших у меня. Я-то очень люблю своего героя. А меня упрекали за то, что он пассивен. Когда я дурачусь на экране, мне говорят, что это уж слишком. А по выходе фильма на экран известный критик "Нувель Обсерватер" Жан-Луи Бори утверждал, что я засыпаю на ходу".
"Сирена "Миссисипи" (La sirène du Mississipi, 1969)
Реж. Франсуа Трюффо
Роль – Луи Маэ
Экранизацию романа Уильяма Айриша "Вальс в темноте" Трюффо задумывал давно, и отстоял участие Бельмондо в съемках этого фильма. После смерти режиссера были опубликованы его дневники и письма, в которых рассказана и история "Сирены". Еще в начале 1960-х он "приглядывался" к Бельмондо, а в 1968 году в письме к продюсеру Роберу Хакиму сообщил о предварительной договоренности с актером о съемках. Продюсеры возражали, и Трюффо решил выкупить права на экранизацию у студии "ХХ век Фокс", которая на тот момент ими владела, но, оказалось, что у него не хватает денег. Пришлось просить о помощи Жанну Моро, с актрисой они были давними друзьями. В результате Трюффо буквально увел этот фильм из под носа у Брижит Бардо, которая тоже заинтересовалась экранизацией книги Айриша.
По мнению критиков, лента была неудачей и режиссера, и актера. Когда фильм вышел, и зрители, и пресса встретили его прохладно: Бельмондо привыкли воспринимать в амплуа победителя, а не обманутого влюбленного, которым манипулирует женщина, а Трюффо всегда считал зрителя главным судьей своих работ, и, если фильм не приняли, значит, он не удался. Но спустя какое-то время на эту работу стали смотреть уже совсем по-другому. Этот фильм оказался единственной совместной работой Бельмондо и Трюффо.
"Работать с Трюффо было очень приятно. Он любил актеров. А после провала фильма написал письмо – известно, что он любил писать письма! – извиняясь за то, что втянул меня в эту историю".
"Борсалино" (Borsalino, 1970)
Реж. Жак Дере
Роль – Франсуа Капелло
Самым большим успехом Бельмондо в 1970-х была гангстерская лента "Борсалино", где он сыграл вместе с Аленом Делоном. Им удалось составить гармоничный дуэт: раскованный и ироничный Бельмондо с одной стороны и мрачноватый, сдержанный Делон с другой. Они играют двух друзей, которые, начиная с мелких поручений на подхвате у марсельских гангстеров, постепенно берут организованную преступность в городе под контроль. Но хэппи-энда не будет. В конце героя Бельмондо убивают на глазах у друга.
Инициатором фильма был Делон, и, когда картина должна был выйти в прокат, на афише, вместо обговоренной фразы "Бельмондо и Делон в фильме…", написали "Ален Делон представляет…". Говорили, что это стало причиной конфликта между актерами (Бельмондо естественно был не согласен с такой формулировкой). В конечном итоге все разрешилось, но позже все чаще актеров противопоставляли друг другу, придумывая новые поводы для соперничества.
"Настоящей ревности у нас никогда не было. Мы играли разные роли. И всегда оставались друзьями. Вопреки легенде, съемки "Борсалино" прошли отлично".
"Великолепный" (Le magnifique, 1973)
Реж. Филипп де Брока
Роль – Франсуа Мерлен/ Боб Сен-Клер
В 1970-80-х Бельмондо все чаще снимается в комедиях, и его фильмы пользуются все большим успехом у зрителей, причем не только во Франции, но и за рубежом: в СССР были безумно популярны "Неисправимый" и "Великолепный" Филиппа де Брока и "Чудовище" Клода Зиди (в русском дубляже Бельмондо озвучивал Николай Караченцов).
Лучшей из его комедий считается лента "Великолепный", где актер сыграл писателя Франсуа Мерлена, одержимого своим персонажем - супершпионом Бобом Сен-Клером (или Синклером на английский манер), в роли которого, опять же, Бельмондо. Сценарист Франсис Вебер снял свое имя с титров, решив, что режиссер исказил его замысел, но лента оказалась в числе самых кассовых французских фильмов того года и популярна до сих пор. Бельмондо называет этот фильм самым любимым и так говорит о своем герое:
"Этот персонаж удивительно подходит мне. Я сыграл столько серьезных героев, что все решили, что я и в жизни такой. Без Филиппа де Брока люди могли бы позабыть, что я комедийный актер. К сожалению, в этом жанре очень редко найдешь хороший сюжет".
"Профессионал" (Le professionnel, 1981)
Реж. Жорж Лотнер
Роль - Жослен Бомон
Роль шпиона Жослена Бомона, втянутого в политический заговор, вполне типична для амплуа Бельмондо и, тем не менее, не стала "еще одной из" именно благодаря харизме актера.
Самым запоминающимся моментом фильма – позже ставшим объектом пародий (высшая форма признания, если немного перефразировать Оскара Уайлда) – является, конечно, последняя сцена фильма, которую органично дополняет музыкальная тема Эннио Морриконе. Chi Mai изначально была саундтреком к сериалу BBC. Бельмондо услышал ее однажды по радио и был впечатлен, после чего предложил использовать ее в фильме.
"Ас из асов" (L'as des as, 1982)
Реж. Жерар Ури
Роль – Джо Кавалье
В год выхода на экраны антифашистская комедия "Ас из асов" стала самым кассовым французским фильмом, обойти ее на родине смог только "Инопланетянин" Стивена Спилберга. Это наиболее яркий пример работы Бельмондо-каскадера, но, несмотря на успех у публики, фильм не избежал и нападок критиков. Дело в том, что он вышел одновременно с лентой классика французского кино Жака Деми, но зрители предпочли этой драме фарс с Бельмондо. Что стало для критиков, высоко оценивших фильм Деми, еще одним поводом для упреков.
"В глазах же парижских интеллектуалов я выглядел "шутником-каскадером". Они считали, что комедия мне не по плечу, и поэтому я решил стать каскадером. Словно достаточно повисеть в воздухе, чтобы обеспечить сборы фильма!"
"Человек и его собака" (Un homme et son chien, 2008)
Реж. Франсис Юстер
Роль – Шарль
В 2001-м Жан-Поль Бельмондо перенес инсульт. Восстановление проходило очень тяжело, у актера была парализована вся правая половина тела, он с трудом говорил и передвигался, опираясь на трость. И, все же, семь лет спустя он вернулся на экраны, но уже совсем не тем, каким его помнили.
"Это я, без каких бы то ни было спецэффектов", - говорил Бельмондо, добавляя, что согласился играть именно потому, что ему представилась возможность сыграть старого и немощного человека, т.е. фактически самого себя.
"Человек и его собака" - ремейк ленты Витторио Де Сика "Умберто Д." 1952 года. Покинутый близкими, оставшийся на улице без средств к существованию герой, находит утешение в единственном друге, своей собаке, которую он так и зовет "Моя Собака". Еженедельник Le Point писал в рецензии на этот фильм: "… потрясает то изображение человеческой дряхлости и разочарования в мире, когда единственным смыслом жизни становится... собака".
"Его возвращение - уникальный случай в истории кино", - говорил друг Бельмондо, телеведущий Мишель Друкер. - "Не имеет значение хороший это фильм или плохой. Для страны, для народа Франции - это значит: Жан-Поль вернулся".