Рейтинг@Mail.ru
Тёплые камни Модены - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тёплые камни Модены

Читать ria.ru в
Гуляя по Модене, не просто сразу определить то золотое время, оставившее в камне неповторимый след. Досужий путешественник, незнакомый с летописью города, долго будет менять свои впечатления, попадая из темных средневековых кварталов то на просторные площади эпохи барокко, то на широкие проспекты, проложенные легкой рукой неутомимого градостроителя Муссолини.

Многие итальянские города, впитавшие в себя непростую судьбу собственной страны, прошедшие через все исторические этапы - от господства греков или этрусков до диктатуры Муссолини, - на первый взгляд могут показаться похожими. Но в какой-то момент тот или иной населенный пункт вырывается из общей хронологической цепи и начинает творить собственную историю. Обычно эти отрезки времени, оставляющие наибольшее количество памятников искусства, называют периодом наивысшего подъема или расцвета.

Гуляя по Модене, не просто сразу определить то золотое время, оставившее в камне неповторимый след. Досужий путешественник, незнакомый с летописью города, долго будет менять свои впечатления, попадая из темных средневековых кварталов то на просторные площади эпохи барокко, то на широкие проспекты, проложенные легкой рукой неутомимого градостроителя Муссолини. Один из ключей к истинному образу Модены находится между Пьяцца Гранде и Корсо Дуомо, то есть между Большой площадью и Соборным проспектом. Единственного взгляда на главный кафедральный собор города и на его гармоничную колокольню достаточно, чтобы согласиться с основным определением: "Модена - столица романской архитектуры".

Далекие отголоски истории

И все же, прежде чем говорить о периодах расцвета, отдадим дань хронологии. Модена, как и подавляющее большинство итальянских городов, стоит подобно дереву в реликтовом лесу, пустив корни вглубь истории.

Следы истинных аборигенов Паданской равнины ведут в Бронзовый век и даже глубже - до Каменного века. Можно с уверенностью утверждать, что еще за 3 тысячи лет до нашей эры эти места населяли средиземноморские племена лигурийцев, которых позже вытеснили пришедшие с севера умбры (предположительно, имевшие индоевропейское происхождение). Примерно за тысячу лет до рождества Христова власть над землями в долине реки По перешла к просвещенным этрускам, вероятнее всего, им и принадлежит заслуга объединения разрозненных поселений в единый город под названием Мутхуна, или Мутина. В IV веке до нашей эры и город, и долина были захвачены дикими племенами галлов, которые на протяжении почти 200 лет оставались безраздельными хозяевами этих равнин, простирающихся до Адриатического моря.

Следы Мутины на улицах Модены

В III веке до нашей эры, потерпев поражение на землях Тосканы, римские полководцы предприняли более удачную попытку захвата новых земель в долине реки По. В 222 году до нашей эры, среди прочих населенных пунктов Паданской равнины, латинские легионы силой взяли Мутину. Воинственные римляне фактически дали новую жизнь старому поселению, преобразовав его в четырехугольный военный лагерь типа каструм.

Часто гиды, начиная торопливый рассказ о том или городе Италии, непременно отмечают сохранившуюся четкость градостроительной планировки, доставшуюся ему в наследство от цезарей или их предшественников. Модена в этом смысле совершенно рядовое поселение, сохранившее в плане простоту и незамысловатость римского лагеря. Центр города и по сей день называется перекрестком четырех колонн, некогда стоявших на пересечении Виа Эмилия, Виа Сан-Карло и Виа Фарини.

Для Рима город определенно представлял значительный стратегический интерес как стартовая площадка для последующих переходов через Апеннины. Об этом убедительно говорит тот факт, что через Мутину в том числе была проложена жизненно важная артерия Римской республики - Виа Эмилия.

Совершенно очевидно, что будущая Модена не могла остаться в стороне от важнейших событий, сотрясавших государство. Город часто становился не только свидетелем, но и местом действия кровавых спектаклей Римской республики. В 217 году до нашей эры через него прошла армия Ганнибала. Именно здесь в 72 году до нашей эры дал сражение Каю Кассию отряд легендарного Спартака. Война 43 года до нашей эры между Марком Антонием и Брутом в окрестностях Мутины закончилась не только поражением Антония, но и по сути падением Римской республики. Так что моденезы (жители Модены) совершенно справедливо утверждают, что в их городе зарождалась самая могущественная империя античности.

С возвышением Римской империи связано время очередного расцвета Мутины. Но в отличие от других городов, пришедших в запустение после падения могучего государства, Мутина осталась на плаву в неспокойных водах "реки времен", главным образом, благодаря духовной силе христианства, глубоко пустившего корни в этих местах.

Отметины Средневековья

В V-VI веках Мутину постоянно разоряли вторжения варваров: вестготов, аланов и готов. Несмотря на частые войны, голод и страшные эпидемии, город не только выжил, но и сумел сохранить свое прежнее значение. Первым епископом Мутины был некий Антонио I, но стать истинным отцом-покровителем города суждено было его приемнику епископу Джеминиано (313-397), позже причисленному к лику святых. Место его захоронения по сей день почитается моденезами как "сердце города".

В течение двух последующих столетий Мутина была оккупирована лонгобардами. В 728 году в результате сильного наводнения город был целиком разрушен. После этого ужасного события люди вынуждены были оставить насиженные места и переселиться на небольшой островок между Виа Эмилия и рекой Секкиа. Вскоре поселение получило название Читта-Нуова, то есть "новый город". Через сто с лишним лет, в 892 году, по воле епископа Леодоино город был в очередной раз перестроен.

Пик возрождения Модены, принесший ей славу столицы романской архитектуры Италии, приходится на начало нового тысячелетия и отмечен периодом правления семейства Каносса. С именем последней представительницы этого рода Матильды ди Каносса связано важнейшее событие в истории города - строительство главного собора, посвященного святому Джеминиано.

Город Ланфранко и Вилигельмо

Первая церковь над могилой святого Джеминиано была построена еще в V веке. В VIII столетии ее сменила следующая постройка, а в XI-м горожане приняли решение возвести новый грандиозный собор. Насколько известно, первый камень в его основание был заложен 9 июня 1099 года. Сооружением подобного культового сооружения жители города хотели лишний раз подчеркнуть то важное место, которое занимала Модена в мрачные века Средневековья. Через несколько лет, в 1106 году, останки святого были перезахоронены на новом месте, при этом событии присутствовала сама Матильда ди Каносса. Но только в 1184 году собор был освящен папой Лучио III, получив при этом статус кафедрального собора.

Надпись на одной из могильных плит в Дуомо гласит, что под ней похоронен первый архитектор собора Ланфранко, который вместе со скульптором Вилигельмо составил проект сооружения и начал воплощать его в жизнь. Это был удивительный симбиоз двух талантливых мастеров, которых затруднительно назвать "характерными представителями своего времени".

Практически во всех популярных изданиях и учебниках архитектуры сооружения того периода характеризуются как тяжелые, мрачные и угнетающие. В этом смысле моденский собор совершенно не подходит под общее определение - от него не веет холодом, мраком, его камни, напротив, источают тепло и свет. Возведенный согласно всем канонам романской архитектуры, Дуомо непостижимым образом сохранил удивительную легкость. Находясь внутри него, человек не чувствует себя рабом Божьим - он остается равноправным сыном Создателя.

О скульптурном убранстве собора можно написать целую книгу, причем она, скорее всего, будет смахивать не на научное исследование, а на сборник комиксов. Удивительный светлый гений Вилигельмо перевернул с ног на голову (иногда в прямом смысле) хрестоматийные представления о каменной пластике культовых сооружений. Исключительной смелости был человек, решившийся вырезать из камня глубоко почитаемых персонажей Библии не только в несоответствии, а вопреки всем церковным правилам. Даже сцены Страшного суда способны вызвать у созерцателя улыбку.

Может быть, дело не в самих мастерах, а в той земле, которая их взрастила. Не случайно же на территории современной Италии практически невозможно встретить чисто романские или готические памятники! То башня у них накренится, то купцы завезли новые идеи из Византии, и вот уже сверкают золотом стены мрачного баптистерия, даже готический собор в Милане не очень-то не похож на своих высокомерных благородных братьев во Франции или Германии. Потрясающая страна и удивительный народ: кругом голод, эпидемии, прочие беды, а у них в кафедральном соборе химера язык показывает.

Вверх по лестнице веков

Но вернемся на время в лоно истории. Следует еще раз напомнить, что все описанные выше художественные безобразия творились при попустительстве правительницы Модены Матильды ди Каносса. Эта донна сумела снискать заслуженную любовь своих соотечественников всяческими добрыми начинаниями, но, почив, не оставила наследников, поэтому после ее смерти в 1115 году управление делами перешло к городскому совету.

Двенадцатый век принес Модене новые богатства и значительное расширение границ. В 1183 году в городе появился собственный университет - сказалась близость Болоньи (с ее первым в Европе университетом) и постоянное с ней соперничество. В XIII веке Модена не осталась в стороне от внутренних разборок между Гвельфами (местное семейство Айдони) и Гибеллинами (местное семейство Грасолфи), но к 1289 году город обрел недолгий покой, когда во главе синьории встал маркиз Феррары Обиццо II д'Эсте. Видимо, подобный протекторат не устраивал моденезов, поэтому уже в 1306 году очередной представитель прославленной династии Аццо VIII был низвергнут, а город объявлен республикой.

С тех пор Модена поочередно меняла покровителей: сначала был Риналдо Бонакколси, затем Франческо Пико делла Мирандола и наконец папа римский. В 1336 году жители города по решению синьории вновь пригласили представителя династии д'Эсте в лице Обиццо III. С этого момента Модена почти три столетия мирно процветала и богатела, заслоненная от исторических бурь главным городом дукства - Феррарой.

Позорный столб и украденная бадья

Невозможно рассказать о Модене, не упомянув Пьяцца Гранде - главную площадь города. Когда-то здесь находился античный римский амфитеатр, камни которого до сих пор украшают площадь. На этом месте выступали ораторы и устраивались публичные казни. Одно время на Пьяцца Гранде стоял позорный столб, подле которого секли неисправимых должников. В 1194 году площадь была полностью перестроена и значительно расширена.

Существует несколько типичных признаков, которые отличают главные площади итальянских городов от остальных: арочные галереи-лоджии, дворец городского самоуправления (или что-нибудь подобное) и Часовая башня. Причем последняя обычно появляется в городе уже в довершение к палаццо коммунале, но в Модене все произошло в обратном порядке. Вертикальное сооружение, украшенное часами, начали строить еще в 1262 году и закончили к 1508-му, несколько позднее, в 1552 году, были добавлены мраморные украшения, а к возведению нового здания муниципального дворца маэстро Раффаэле Риналди приступил лишь в 1624 году. Завершил его строительство в XVIII веке архитектор Джузеппе Массари. В небольшом зале дворца по сей день хранится знаменитая украденная бадья, которую в 1325 году жители Модены похитили у своих врагов-соседей болонцев, этот эпизод был воспет поэтом Тассони в одноименном произведении.

На углу Пьяцца Гранде и Виа Скудари на консольном выступе стоит небольшое изваяние женщины, прижимающей к груди плод граната. Бониссима - так горожане называют каменную матрону. Загадочная синьора появилась на площади еще в 1268 году, только раньше она возвышалась на постаменте неподалеку от камней Преда Рингадора, однако в 1468 году ее переместили, а на ее месте установили весы для городского рынка. Кто же такая эта донна Бониссима? Некоторые считают, что средневековый скульптор так изобразил аллегорию контроля мер и весов, но сами моденезы почитают изваяние как памятник Матильде ди Каносса, отожествляя его с реальной женщиной, неоднократно спасавшей людей в неурожайные годы.

Столица герцогства д'Эсте

Провинциальный период для бывшей Мутины заканчивается в 1598 году, после того как Чезаре д'Эсте вынужден был покинуть Феррару и поселиться в Модене. С этого момента начинается блестящее время, неразрывно связанное с фамилией д'Эсте, продлившееся - с небольшими перерывами - вплоть до 12 марта 1860 года, когда Модена вошла в королевство объединенной Италии как его составная часть.

В качестве столицы герцогства д'Эсте Модена пережила еще один период своего расцвета. Владения Дуков тогда обогатились новыми дворцами, памятниками и произведениями искусства. Появление многих из них связано с двумя успешными войнами XVII-XVIII веков.

С перекрестка четырех колонн сквозь Виа Фарини хорошо просматривается герцогский дворец семейства д'Эсте - Палаццо Дукале, - расположенный на одной из самых больших площадей города - Пьяцца Рома. Его строительство начал архитектор Бартоломео Аванцини в 1635 году по приказу Франческо I д'Эсте. Долгие годы - вплоть до 1939 года - Палаццо Дукале достраивался и перестраивался, обогащаясь новыми помещениями и элементами убранства. В наше время в этом барочном дворце базируется Военная академия. Большой популярностью среди туристов, посещающих Модену, пользуются красочные военные парады на Пьяцца Рома и ежедневное построение курсантов во дворе Палаццо Дукале.

Каждый итальянский город обладает неповторимой аурой и присущей только ему способностью воздействовать на человеческую душу. Оказавшись в незнакомом месте, невозможно угадать заранее, какой струной отзовется в сердце путешественника тот или иной памятник. Побродив по Модене, начинаешь ощущать радость совершенно непонятного происхождения. Что же является источником подобного внутреннего восторга? Роскошные дворцы? Широкие площади? Великолепные соборы? Узкие улицы или скромные церкви? А, может быть, просто камень, излучающий тепло, накопленное за многие столетия.

Ирина Нехорошкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала