МОСКВА, 7 апр - РИА Новости. Военно-морской флот России в воскресенье отмечает День памяти погибших подводников.
Седьмого апреля Военно-морской флот России отмечает День памяти погибших подводников, который был установлен приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К-278 "Комсомолец".
АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, который позволял достигать глубины погружения до 1020 метров, подводное водоизмещение 5700 тонн, скорость хода более 30 узлов. На борту лодки находилось шесть торпедных аппаратов. В 1984 году подводная лодка вошла в состав Северного флота.
В феврале 1989 года приказом Главнокомандующего ВМФ СССР АПЛ К-278 было присвоено наименование "Комсомолец".
7 апреля 1989 года в нейтральных водах Норвежского моря, когда АПЛ "Комсомолец" возвращалась с боевой службы на базу в подводном положении, в одном из отсеков возник пожар, отсек полностью выгорел, что привело к разгерметизации систем сжатого воздуха. После всплытия подводной лодки экипаж вел борьбу за живучесть судна в течение шести часов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков "Комсомолец" затонул на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий.
Хроника гибели атомной подводной лодки "Комсомолец" >>
При катастрофе погибли 42 человека, в том числе командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Многие из матросов не смогли дождаться помощи из-за сильного переохлаждения, вызванного длительным пребыванием в ледяной воде.
33 погибших подводника покоятся на дне Норвежского моря в месте гибели "Комсомольца" и только девять из них похоронены на берегу.
27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота "А. Хлобыстов".
За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 - посмертно) были награждены орденом Красного Знамени.
В конструкторском бюро "Рубин" был разработан проект операции по подъему судна, но воплотить его не удалось. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на полуторакилометровой глубине.
Водолазы с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные участки погибшего корабля. Расследование морской катастрофы так и осталось незавершенным.
Вскоре после трагедии было создано Санкт-Петербургское благотворительное общество памяти АПЛ ВМФ "Комсомолец", которое ведет деятельность по сохранению памяти о погибших подводниках и работу с семьями экипажей не только К-278, но и других отечественных подводных лодок, утонувших с моряками на борту в мирное время.
История российского подводного флота >>
Имена погибших членов экипажа "Комсомольца" были увековечены на мемориальной доске, установленной в Николо-Богоявленском морском соборе. В храме установлены также доски в память о погибших подводниках других судов, проходят поминальные молебны обо всех моряках подводных лодок, которые не вернулись из моря.
Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России >>
Профессия моряка-подводника является одной из немногих профессий особого риска. Моряки-подводники погибали и в военное время, и в мирное.
Печальный счет был открыт 29 (16 по старому стилю) июня 1904 года. В этот день во время учебного погружения затонула первая боевая подводная лодка русского флота "Дельфин". Погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира лейтенант Анатолий Черкасов. 12 человек команды смогли спастись.
Во время Первой мировой и Гражданской войн (1914-1920) в России погибло 29 подводных лодок; во Вторую мировую войну (1939-1945) - 101.
В мирное время на отечественном подводном флоте наиболее частыми причинами аварий с гибелью личного состава становились пожар или взрыв на борту, а также различные технические неисправности, столкновения или поступление воды в прочный корпус.
Одной из самых крупных потерь советского подводного флота в послевоенное время стала гибель дизельной ракетной подводной лодки К-129.
24 февраля 1968 года судно вышло из пункта базирования на Камчатке для внепланового боевого патрулирование в восточной части Тихого океана. 8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не дала условленный короткий сигнал о проходе контрольного рубежа. Лодка погибла по не установленным причинам, 98 членов экипажа утонули.
Первой потерей советского атомного флота стала катастрофа в Атлантическом океане, которая унесла жизни 52 подводников. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе на глубине более 4500 метров затонула АПЛ К-8, возвращавшаяся с учений "Океан". Причиной гибели судна стал пожар, возникший одновременно в нескольких отсеках лодки. В условиях сильного шторма подоспевший на помощь болгарский теплоход "Авиор" смог спасти лишь менее половины команды.
Одной из самых трагичных катастроф в истории современной России стала гибель 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений Северного флота атомного подводного ракетного крейсера К-141 "Курск" с 118 членами экипажа на борту. Трагедия произошла в 157 километрах к северо-западу от Североморска.
Согласно выводам правительственной комиссии, причиной катастрофы стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины.
Гибель подлодки "Курск" в Баренцевом море >>
По традиции, 7 апреля в 17 часов 08 минут, признанных официальным временем гибели подводной лодки "Комсомолец", все корабли Северного флота приспускают Андреевский флаг, военные моряки чтят память погибших товарищей минутой молчания. На всех соединениях атомных подводных лодок в течение минуты подаются сигналы тифоном.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. В 8 томах, 2004 г.)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников