Рейтинг@Mail.ru
Запрет на три слова – а дальше? - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Запрет на три слова – а дальше?

© Фото : Елена ИвановаЧлен-корреспондент РАН Александр Аникин
Член-корреспондент РАН Александр Аникин
Читать ria.ru в
Дзен
Депутаты Госдумы инициируют закон, который предусматривает наказание за мат в СМИ. Не замечал, чтобы со страниц газет или телеэкрана журналисты часто сквернословили, - считает Александр Аникин, член-корреспондент РАН, заведующий Сектором русского языка Института филологии СО РАН.

Депутаты Госдумы инициируют закон, который предусматривает наказание за мат в СМИ. Не замечал, чтобы со страниц газет или телеэкрана журналисты часто сквернословили. Законодательная инициатива должна быть, мне кажется, направлена против распространенного явления. Таким является брань в публичном месте. Этим грешат многие, но и законы, позволяющие с этим бороться, уже есть. Так стоит ли законодателям копья ломать?


У Ремарка, кажется, в "Триумфальной арке" герой квалифицирует русские ругательства как самые сильные. Действительно, так получается, что они наделены наибольшей выразительной силой. Кто-то в этом даже видит повод для гордости – сомнительный, конечно, повод. Во всяком случае, в Европе проблема мата не так остра, как у нас. В русскоязычных странах ближнего зарубежья – Казахстане, Киргизии – определенные запреты существуют.

У нас "репрессии" направлены, как я понимаю, в первую очередь на самые главные наши ругательства – названия мужского и женского детородных органов, глагол на "е" и их производные.

Откуда что берется

Основной глагол на букву "е" — очень древний, он был еще в индо-европейском праязыке. Параллель в древнеиндийском языке в форме 3 лица единственного числа звучала примерно как "ябхати". Нашему глаголу на «е» больше пяти тысяч лет. А основное существительное на "х" помоложе, оно возникло в праславянскую эпоху, ему порядка двух тысяч лет. Это слово есть в польском, болгарском, словацком и других языках. Слово на "х", кстати, родственно слову "хвоя": в том и в другом случае это то что "колется".

Часто употребляется существительное на "б", оно родственно слову "блуд" и английскому blind – cлепой. Исходно наше "б" обозначало ошибку, заблуждение и уже затем блудницу, распутницу. Неистовый протопоп Аввакум часто употреблял это слово в полемике с идейными противниками – "никонианами". Названные матерные слова очень древние, но не древнее основных терминов родства — "мать", "сестра", "брат" или простых числительных — "два", "три" и т. д., а также других слов, например, "колесо", "око", "везти".

Основные матерные слова, вероятно, были связаны с языческими ритуалами, в частности – культом плодородия. Для христианства характерны запреты, направленные на обуздание плоти, а тем более, направленные против язычества. христианство стало налагать на Руси моральные запреты, и матерные слова постепенно стали восприниматься как запрещенные, ругательные. Тем не менее, изжить их не удалось, хотя некоторые ругательства были забыты. Например, весьма колоритное древненовгородское слово "аесова", где "ае" связано с современным "яйцо", а вторая часть – с глаголом "совать".


Мат сегодняшний


В XX веке активное вторжение мата в повседневную речь А.И. Солженицын связывал с тем, что в советское время миллионы людей прошли через лагеря, через ГУЛАГ и вольно или невольно принесли оттуда эту лексику. Есть и другие сообщества, где люди часто употребляют мат. Когда я служил в армии, то был свидетелем того, как командир части перед строем совершенно оскорбительным образом матом ругал офицеров. Что уж там говорить о солдатах. На севере встречались молодые представители малых народов, которые не знали толком своего языка и говорили на смеси из родных слов, русских и матерных.

Сегодняшний уровень культуры, в том числе языковой, значительно понизился в сравнении с советским временем. Стало еще больше людей, которые без мата не могут связать двух слов. подобные проблемы и нужно решать, причем не штрафами, а повышением культурного уровня населения. это гораздо сложнее и это дороже запретов, НО культуру, как запрет, нельзя ввести в действие законом в один день.

Помимо самых грубых матерных слов есть другие, связанные, например, с телесным низом. например, глагол "пер…". Можно ли потребовать, чтобы люди употребляли вместо него "испортил воздух"? Его отнести к запрещенным или нет? Если часть матерных слов безусловно подлежит запрету, то найдется И немало и спорных случаев. Планируется, что эксперты-филологи в каждом конкретном случае будут решать, подпадает ли какое-то слово или выражение в категорию запретных. Мнения экспертов могут разделиться, и тогда две команды филологов – со стороны истца и со стороны ответчика – будут аргументированно поддерживать противоположные точки зрения. Это потенциально грозит множеством судебных разбирательств, на которые может не хватить в будущем филологов. Нет, пока-то их достаточно, но мы находимся в ситуации, когда гуманитарное, а с ним и филологическое образование переживает не лучшие времена и перспективы плохие. Снижение качества образования скажется на филологической культуре общества.


Не запрещать, но воспитывать


У нас не прецедентное право, поэтому следующим шагом законодателей может стать составление списка запрещенных в СМИ слов, который придется периодически пересматривать, ну и, хорошо бы, рассылать эти списки по СМИ. Но ведь журналисты в печати и интернете всегда могут поставить многоточие, а в эфире использовать прозрачный эвфемизм.

Сейчас и так принимают довольно много законов, которые что-то запрещают, и мне лично это совсем не нравится, и это непродуктивно. Закон о запрете пропаганды гомосексуализма, закон об оскорблении чувств верующих и т.д., теперь – языковые ограничения. Язык – свободный живой организм, который плохо поддается регулированию.

Возможно, ругани будет меньше по мере распространения религиозности, но одно это проблему не решит – у нас религиозности все больше, а явного улучшения нравов что-то незаметно. Кресты носят чуть ли не все – а как это влияет на поведение людей?

Для решения проблемы нужны не запреты, а повышение общей культуры. Для этого необходимо не жалеть сил, денег, воли. И, в первую очередь, готовить хороших учителей, филологов.

А вообще, не самое это главное в нашей стране – проблема мата…

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала