МОСКВА, 3 апр — РИА Новости, Наталия Курова. Премьера спектакля "Царь Федор Иоаннович", показ которого состоится в столичном Центральном академическом театре Российской армии в среду, будет посвящена 150-летию со дня рождения Станиславского, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Московский художественный театр, основанный Станиславским в 1898 году, начинал свою жизнь именно с этой пьесы Алексея Толстого. В ЦАТРА постановку осуществил художественный руководитель театра Борис Морозов.
История "Царя Федора Иоанновича"
Пьеса была написана в 1868 году и является второй частью исторической трилогии (первая — трагедия "Смерть Иоанна Грозного", а заключительная — "Царь Борис"). Первым обращением Театра Армии к драматургии Толстого был спектакль "Смерть Иоанна Грозного" режиссера Леонида Хейфеца с Андреем Поповым в заглавной роли. Эта постановка, которая шла на этой сцене 20 лет, стала событием для всего отечественного театра, а работа Попова была признана одним из высочайших актерских достижений в истории отечественного театра второй половины ХХ века.
В пьесе "Царь Федор Иоаннович" автор исследует один из самых трагических моментов в жизни Руси ХVI века, откуда происходит начало страшной "смуты". У этого произведения — богатая сценическая история, насчитывающая ряд спектаклей крупных режиссеров и выдающихся исполнителей, начиная с постановки Станиславского, где царя Федора играл Иван Москвин, а также постановку в Малом театре (режиссер Борис Равенских), где царя Федора играли Иннокентий Смоктуновский и Юрий Соломин.
Поиск сценического решения
"Эта пьеса давно находилась в моем режиссерском портфеле, ждала своего часа, — сказал РИА Новости Морозов. — И вот настал такой момент, когда я решил приступить к этому творению Толстого, пьесе, которую считаю одной из вершин мировой драматургии. Сложность в работе с этим материалом была в том, что, с одной стороны, надо было овладеть удивительной эмоциональностью пьесы, а с другой — глубочайшей философской ее сутью. Точно выразить мысль, заложенную автором, не уходя в излишнюю чувствительность или декларативность. Это, признаюсь, было непросто".
По мнению режиссера, сам уровень драматургии поставил высокую планку перед ним и актерами. Речь, чувство стиха, чувство ритма, способ изложения на огромной, самой большой в Европе сцене ЦАТРА, поиск решения этого пространства — пластического, звукового, музыкального. И во всем должно быть, как считает режиссер, ощущение ритмов сегодняшнего дня.
"Сейчас пьеса "Царь Федор Иоаннович" может показаться даже "сказочной", — считает режиссер. — Потому что это разговор, где один другому говорит: "Как тебе не совестно?", а тот не понимает, что такое совесть. Сегодня все измеряется иными категориями. Главный вопрос — как существовать в этом мире, что в нем есть ценность? Это трагедия, пронзительная боль по тому, что утрачено и что составляет сущность человека. Я говорю о таких категориях, как честь, совесть, искренность, милосердие. Это и вопрос о том, как уберечься от душевного цинизма во взаимоотношениях людей. Сегодня это требует, как мне кажется, не просто внимания, а крика души. Вот все это и побудило меня обратиться к пьесе Толстого".
Спектакль красочный, с великолепными костюмами, богатыми царскими одеждами (художник Елена Предводителева). Автор сценографии Михаил Смирнов расположил на сцене знаки-символы: царский трон, звонницу и колокол, которые являются действующими лицами спектакля. Музыка создана композитором Рубеном Затикяном, с которым Морозов не первый раз встречается в работе. В постановке заняты лучшие актеры разных поколений театра. Образ царя Федора создают два актера: Николай Лазарев и Константин Денискин.