Светский обозреватель Анна Горбашова
XXVI церемония вручения национальной кинематографической премии "Ника" прошла в Московском Государственном Академическом Театре Оперетты. "Небольшое" пятичасовое заседание закончилось полным триумфом фильма "Фауст" Александра Сокурова.
"Шутки юмора" основателя премии и ее ведущего, режиссера Юлия Гусмана, весь вечер крутились вокруг хронометража церемонии. Ежегодно церемония на радость кинематографистам проходит часов пять-шесть, и этот год не стал исключением.
"Рассаживайтесь уже быстрее", - подгонял коллег со сцены Гусман. В партере столпились режиссеры Эльдар Рязанов, Павел Лунгин, Егор и Андрей Кончаловские, Александр Сокуров, актеры Максим Суханов, Инна Чурикова, Владимир Долинский, Владимир Зельдин, Вера Глаголева, Лия Ахеджакова, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник, Анна Михалкова, Лиза Арзамасова, певец Иосиф Кобзон, дрессировщик Эдгард Запашный, продюсеры Сергей Сельянов, Вячеслав Муругов, худрук киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский.
"А говорили не придет никто, когда всего пять часов такого интересного зрелища, - хохмил Гусман, – пришли! Кстати, перерыв для поедания пирожков будет только для дипломатов и "Народных". Муж Дружининой (оператор Анатолий Мукасей), сядь на место! Цигаль (художник Сергей Цигаль), у тебя такое лицо, как будто ты пришел в прокуратуру, ты еще туда придешь, а сейчас сделай счастливое лицо. Хотиненко (режиссер Владимир Хотиненко), перестань демонстрировать себя залу!"
Рассадив, наконец, всех, Гусман поведал, что церемония "Ники" впервые транслируется онлайн на весь мир, так что будьте любезны перед миром не опозориться.
Первым на сцене появился актер Михаил Ефремов. Михаил прочитал стихи своего друга и коллеги, модного поэта Дмитрия Быкова на животрепещущую тему: почему раньше "были мы люди, а стали людье"? Риторический вопрос повис в воздухе, как "дамоклов меч". На сцене появился спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и зачитал приветствие от Владимира Путина. Официальную тему продолжило представление нового президента Российской Академии кинематографических искусств "Ника". Актер Алексей Баталов, возглавлявший Академию два срока, сложил с себя полномочия. Новым президентом стал режиссер Андрей Кончаловский. В контексте противостояния двух кинопремий - "Ники" и "Золотого орла" - ситуация приобрела пикантный революционный оттенок, отныне, как говорится, "брат на брата". Никита Михалков, соответственно, на церемонии не присутствовал. Семью представляла актриса Анна Михалкова, которая номинировалась на "Нику" за роль в фильме "Кококо".
Избранный практически единогласно (409 голосов из 439) Андрей Кончаловский признался, что он до того ошеломлен, что даже черный костюм надел.
"Я благодарен "Нике" за то, что она дала жизнь моей картине, которая пролежала на полке 20 лет ("История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" - прим.ред.), – продолжил Кончаловский, - эта премия родилась в 90-е, когда подул ветер свободы, и люди поняли, что можно не шептать, а говорить правду. "Ника" - уникальное явление. Могу пообещать, что, будучи президентом, я останусь приличным человеком".
Первую статуэтку "Ники" за лучшее неигровое кино режиссеру фильма "Антон тут рядом" Любови Аркус вручил экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. Кудрин произнес речь о документалистике в целом и о том, что "в самое трудное время находятся люди, которым не безразлична судьба страны".
"Я просил всех выступающих говорить не меньше шести минут, а все говорят короче, - съязвил Гусман, - подробно говорите, никуда не торопитесь". Зал нервно захихикал. Масла в огонь подлила перепалка Гусмана с режиссером Светланой Дружининой. Дружининой было поручено вручить "Нику" художнику фильма "Орда" Сергею Февралеву.
"Для того чтобы прожить 50 лет в мире и дружбе с мужем–оператором, я должна была влюбиться в изображение. У нас много друзей художников...", - начала издалека Дружина. Гусман попытался ее перебить. "Юлик, не перебивай, у меня крепкая голова, пептиды пока еще хорошо работают" - осадила его Дружинина и начала речь сначала под хохот зала.
"Вручант" Владимир Зельдин тоже воспринял призыв Гусмана "никуда не торопиться" буквально. Произнеся речь, Зельдин спел арию из Дон Кихота и, по просьбе отчаявшегося Гусмана, песню пастуха из фильма "Свинарка и пастух".
"Нику" за лучшую женскую роль второго плана вручили Татьяне Друбич - за роль в фильме Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты". Друбич поблагодарила академиков, заметила, что выдающейся актерской работой считает роль Ольги Лапшиной в фильме Василия Сигарева "Жить", и именно Ольга заслуживает награды в большей степени. За лучшую мужскую роль второго плана "Нику" посмертно присудили Андрею Панину ("Искупление") . Зал почтил память актера стоя.
Специальный приз за выдающийся вклад в отечественное киноискусство имени Алексея Германа режиссерам Александру Миндадзе и Вадиму Абдрашитову вручили вдова Германа, драматург Светлана Кармалита, и его сын, режиссер Алексей Герман-младший.
"Вся наша жизнь крутится вокруг "пятачка" Ленфильма, но раз в год звонят и говорят: "Ты про "Нику" помнишь? С кем хочешь рядом сидеть? И тут начинается ужас. Сидеть хочется со всеми сразу". Кармелита начала перечислять всех, с кем бы хотелось сидеть рядом и почему, а Гусман нервно "сворачивать" ее речь. "Юлик, а зачем тогда приглашал?" - возмутилась Кармелита и продолжила свои воспоминания.
Еще один специальный приз "за честь и достоинство" супружеской паре - актрисе Инне Чуриковой и режиссеру Глебу Панфилову вышла вручать "сборная команда неизвестно чего": режиссер Эльдар Рязанов, актриса Лия Ахеджакова, Михаил Швыдкой и худрук театра "Сатиры". Гусман все понял и смирился сразу же, тем более, что упражняться в остроумии с Ширвиндтом – себе дороже.
"О человеческих качествах Инночки небольшой доклад сделает Лия, они вместе работали когда-то в ТЮЗе, - начал Рязанов с упором на слово "доклад", - а я хочу сказать о Глебе, который сегодня, к сожалению заболел. Я уверен, что если бы Киплинг встретился с Панфиловым, он бы сказал следующее…", - Рязанов прочитал стих Киплинга "О, если ты спокоен, не растерян, когда теряют головы вокруг…"
"Мне много есть чего сказать, но я боюсь Юлика, он мне велел коротко доложить на тему: "Думала ли я…" - взяла слово Ахеджакова.
"Хорошее начало, обнадеживающее! Следующий!" - вступил Гусман.
Ахеджакова, прослезившись, вспомнила времена, когда она вместе с Чуриковой служила в одном театре.
"Я помню, мы играли какую-то сказку и я, лежа в дупле, читала сценарий какого-то неизвестного Панфилова "В огне брода нет". "Ты должна попробоваться, эта роль для тебя", – сказала я Инне. "А я уже попробовалась", - ответила она. А еще помню, как мы тихо выпивали за здоровье Солженицына. Прошли годы, и Глеб снял в "Круге первом", где Инна блистательно сыграла женщину, которая умела ждать. Многие так и умирали, не дождавшись". Чурикова тоже прослезилась.
"Я очень взволнован, - с иронией сказал Ширвиндт, – и я тоже благодарен Гусману, что вырос на "Нике". Пару лет назад я начал вручать "Нику" за пиротехнику второго плана и вот дорос до Инночки. К сожалению, у меня нет в запасе куплета гастарбайтера из "Свинарки и пастух". Зал заржал. Из фойе вернулись те, кто уже ушел.
"Два года назад Федерация футбола учредила "Кодекс чести футболиста", а вчера его отменили - не получилось, - невозмутимо продолжал Ширвиндт, - Инночка и Глеб, может быть, последние… Гусману пора подумать об учреждении номинации "за потерю чести и достоинства" трех степеней - случайная потеря, временная и окончательная".
Под дикий смех Швыдкой подытожил выступление "квартета", обнадежив зал крылатыми словами того же Ширвиндта: "Здесь нет ни одной противной морды". На этой радостной ноте Гусман объявил антракт. Михаил Швыдкой, исполнив свой долг, ретировался. И не он один. Предстояло еще два-три часа заседания в зале без кондиционера. После перерыва вручили главные номинации. "Нику" "за лучшую мужскую роль получили сразу два актера — Максим Суханов (за роль митрополита Московского Алексия в фильме Андрея Прошкина "Орда") и Антон Адасинский, сыгравший Мефистофиля в "Фаусте" Александра Сокурова.
"И оба – лысые!" - обрадовался Гусман. Премии лауреатам вручал Иосиф Кобзон. Естественно, спел и поздравил Андрея Кончаловского с назначением, заметив мимоходом, что Кончаловскому уже 75.
"Моложе его в зале никого нет", - не остался в стороне Гусман. Молодых кинематографистов в зале действительно практически не наблюдалось. "Если пахнет нафталином, - парировал Кобзон, – кто-то должен бороться с молью!"
В свете борьбы "с нафталином и молью", в молодежной категории "Открытие года" приз получил ученик Владимира Хотиненко, режиссер фильма "Шпион" Алексей Андрианов. Андрианов поблагодарил академиков и свою девушку, которая терпела его творческие муки.
"Первый нормальный человек за всю церемонию, а то до сих пор никто еще не сообщил, с кем он живет", - оживился Гусман.
"Ника" за лучшую женскую роль ожидаемо досталась не Анне Михалковой, а Розе Хайруллиной ("Орда"). Именно ее работу Михалкова признала лучшей на церемонии "Золотого орла", получая премию за роль в фильме "Любовь с акцентом".
Лучшим режиссером, по мнению киноакадемиков, стал Александр Сокуров ("Фауст"). И ровно в полночь, пока "карета не превратилась в тыкву", Андрей Кончаловский объявил, что "Фауст" Сокурова признан лучшим фильмом 2012 года. На радостях показали кинокапустник, порадовавший шуткой про падение метеорита: "Жители Челябинска с ужасом наблюдали приближение метеорита, а жители метеорита с ужасом наблюдали приближение Челябинска".
Долгожданное завершение "незатянутой" церемонии уцелевшие в зале кинематографисты отметили на фуршете, тут же, в театре.